Сквозь призму творческой индивидуальности

12 и 13 октября в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая состоялся Второй международный фестиваль камерной музыки «Покровские премьеры» организованный Алтайским региональным отделением Союза композиторов России.

Были представлены сочинения композиторов из Беларуси, Израиля, Молдовы, Узбекистана, а также из разных городов России: Абакана, Красноярска, Москвы, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова и, конечно, Барнаула.

Накануне фестиваля музыковед Алтайского отделения Союза композиторов Алёна Заозерских побеседовала с участницей мероприятия пианисткой, лауреатом международных конкурсов, доцентом кафедры специального фортепиано Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова Жанной Викторовной Назарьянц:

Вы уже принимали участие в выездных концертах за пределами домашнего региона? Бывали в Барнауле до этого момента или же это впервые?

Жанна Назарьянц: Да, география моих поездок, в основном связанных с концертными выступлениями, иногда с мастер-классами, охватывает и города России, и зарубежья. В России я довольно часто бываю в Ивановке, в музее-усадьбе Сергея Васильевича Рахманинова, где играю сольные и камерные программы. Дважды я принимала участие в фестивале виолончельной музыки имени Льва Владимировича Иванова, выдающегося саратовского виолончелиста, педагога, ученика С.Н. Кнушевицкого и М.Л. Ростроповича. Организатором и художественным руководителем этих фестивалей в Музее-усадьбе С.В. Рахманинова в Ивановке был мой партнёр и друг, саратовский виолончелист Дмитрий Тупицын (ученик Л.В. Иванова), с которым мы также будем с большим удовольствием играть в Барнауле сочинения современных композиторов. Дважды я участвовала в Крымском Международном фестивале (организатор и художественный руководитель – виолончелист Глеб Степанов, Москва), где играла с оркестром как солистка и камерные программы с Дмитрием Тупицыным. Выступления проходили в Севастополе, Евпатории, Армянске, Саки и других городах Крыма. С сольными и камерными программами я играла в Пензе, Ставрополе, Калининграде, Уфе, Москве. Также у нас с Дмитрием довольно много ежегодных концертных поездок по городам Саратовской области. За рубежом мне посчастливилось играть в Италии, Англии и Голландии.

В Барнаул я еду впервые по приглашению замечательного композитора, председателя Союза композиторов Алтайского края Ольги Александровны Дюжиной. Мы познакомились в Саратове, она приезжала в наш город на конкурс композиторов имени А.Г. Шнитке. На этом конкурсе моя ученица исполняла «SCHNITKE-inventio» Ольги Дюжиной, и Ольга Александровна стала победителем конкурса, чему я очень рада. «SCHNITKE-inventio» прозвучит в Барнауле, в переложении для виолончели и фортепиано в нашем с Дмитрием Тупицыным исполнении. Для нас большая честь исполнять музыку организатора Фестиваля современной музыки в Барнауле. Поездка на Алтай – моя давняя мечта, и наконец она осуществляется, это очень вдохновляет.

Известно, что перед крупными мероприятиями многие музыканты предпочитают исполнять концертную программу на различных площадках, «обыгрывать» репертуар. Проводились ли такие концерты в этот раз? Каковы впечатления? 

Ж.Н.: Программа, состоящая из сочинений современных композиторов, которую мы будем исполнять в Барнауле, была выучена нами специально для Фестиваля «Покровские премьеры». Это необычный и интересный творческий опыт, мы впервые играем концерт, состоящий полностью из новых сочинений, поэтому, конечно же, такая программа нуждается в обыгрывании. Премьера прошла в Саратовском областном доме работников искусства. Это было открытие IV Всероссийского фестиваля творчества и науки «Искусство сегодня», организатором которого является саратовский композитор Владимир Орлов. Сочинение «Эскизы» для виолончели и фортепиано Владимира Орлова также входит в программу нашего концерта и прозвучит в Барнауле. Концерт прошёл с успехом, был с интересом воспринят саратовской публикой.

Для композиторов концерты – это прежде всего возможность услышать свою музыку, поделиться историями и наладить диалог со слушателем. А какие возможности открываются для исполнителей в таком случае, как считаете?

Ж.Н.: Для исполнителей, также как и для композиторов, важен диалог со слушателем, в процессе которого возникает некий симбиоз – желание интерпретатора разгадать авторский замысел и поделиться им со слушателем сквозь призму собственной творческой индивидуальности даёт возможность исполнителю в некоторой степени стать «соавтором» исполняемой музыки. Меня всегда очень вдохновляет этот процесс.

Как часто в репетиционном процессе Вы общаетесь с авторами произведений? Или такой необходимости нет?

Ж.Н.: Во время подготовки этой программы мы постарались связаться с большинством композиторов, чьи сочинения будем исполнять. Задавали вопросы, старались учесть пожелания авторов. Это очень важно для нас! Мы благодарны такому живому отклику, который возник в процессе общения с композиторами. Например, в сочинении «Дом с привидением» белорусского композитора Дмитрия Лыбина я впервые играла на приготовленном рояле. Это было очень интересно! И, конечно, здесь понадобились уточнения, замечания автора, мы связывались с композитором, и он подробно разъяснил специфику. Надеемся, что наше исполнение этой очень эффектной мистической пьесы не разочарует автора. Конечно же, мы консультировались с саратовскими композиторами, Сергеем Полозовым, Владимиром Орловым. С Ольгой Дюжиной и Алексеем Шиховцовым находимся в постоянном контакте. Дмитрий Тупицын консультировался с Артёмом Ананьевым, композитором из Москвы. Всем авторам мы очень благодарны за приятное и интересное творческое сотрудничество!

Какую музыку предпочитаете исполнять? Есть стили, направления, эпохи, близкие лично Вам?

Ж.Н.: Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Я люблю играть разные стили. Пожалуй, главным для меня является состояние «влюблённости» в сочинение, которое я играю. Это необходимое для меня условие. Если быть немного конкретнее, скажу, что мне очень близко выражение известного музыковеда, я могу ошибаться, но, по-моему, это В.В. Медушевский: «Стиль – это автор». Поэтому рискну всё-таки назвать самых любимых: Бах, Моцарт, Бетховен, Шопен, Шуман, Брамс, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович. Музыку современных авторов начала исполнять не так давно, но с большим удовольствием. Я всегда открыта для экспериментов, люблю узнавать новое и погружаться в изучение современного музыкального языка.

Уже познакомились с композиторами фестиваля? Есть ли среди них авторы, которых Вы знаете довольно долгое время или хотели бы продолжить творческое сотрудничество?

Ж.Н.: Я знакома, конечно, прежде всего, с саратовскими композиторами Сергеем Полозовым и Владимиром Орловым. Музыку Владимира Орлова я играла и до Фестиваля в Барнауле. «Эскизы» играю впервые и нахожусь под сильным впечатлением от этой глубокой, трагически-философской концепции. Так же, я уже говорила, знакома с замечательной Ольгой Дюжиной. В Барнауле я буду играть её очаровательную Прелюдию для фортепиано «Нет, не Скарлатти». Мне хотелось бы дальше сотрудничать и общаться с этими интересными авторами и очень приятными людьми. Надеюсь, что на Фестивале познакомлюсь и с остальными авторами нашей программы, с радостью жду встречи.

Что бы Вы пожелали участникам, гостям и слушателям фестиваля?

Ж.Н.: Участникам, гостям и слушателям Фестиваля хочу пожелать вдохновения, ярких впечатлений, интересного общения и творческих открытий!

Беседовала Алёна Заозерских

Прокрутить вверх