Весной 2022 года я получила информацию о проведении в Саратове XIV международного конкурса композиторов А. Г. Шнитке. Конкурс предлагал участникам две номинации: сочинение для фортепиано и сочинение для ансамбля ударных инструментов.
На тот момент, являясь председателем Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, художественным руководителем проекта международного фестиваля камерной музыки «Дни Союза композиторов России в Барнауле», решила попробовать свои силы. Выбор был сделан в пользу сочинения для фортепиано. Независимо от того, победила бы в нем или нет – в Барнаул на наш фестиваль ожидался приезд пианиста с мировым именем – Александра Яковлева, который бы и исполнил это сочинение.Для конкурсантов обеих номинаций условие было едино: использовать в своих сочинениях тему или темы из произведения А. Г. Шнитке «Сюита в старинном стиле».
Почему же inventio?
Изначально возникла идея о включении монограммы Шнитке в ткань нового сочинения. Соединив стремительную «Фугу» № 4 и монограмму великого композитора, я сразу поняла: произведение написано! Так и появилась идея о полифоническом сочинении: inventio – «изобретение», «выдумка». SCHNITTKE-inventio представляет собой два канона: первый – в дециму, второй – в октаву, между ними – две яркие кульминации с темой «Фуги». Была проделана огромная полифоническая работа с темами А. Шнитке «Сюита в старинном стиле»: использованы практически все темы сюиты в разных контрапунктических соединениях. Я ставила перед собой задачу – написать очень яркое, динамичное концертное сочинение, рассчитанное на пианиста высокого исполнительского уровня.
Помнится, что работа над inventio шла с невероятной легкостью. За десять дней я ее завершила.
В конкурсе А. Шнитке в Саратове сочинение заняло второе место, а по сути – стало победителем, поскольку первая премия не была присуждена.
Отмечу, что на конкурсном прослушивании, а далее – на концерте композиторов-победителей, инвенция превосходно прозвучала в исполнении Алены Апокиной (класс доцента Саратовской консерватории Жанны Викторовны Назарьянц).
В настоящий момент SCHNITTKE-inventio существует в трех версиях: для фортепиано соло, для двух фортепиано, для виолончели и фортепиано. Последний вариант специально сделала для замечательных музыкантов из Саратова – Жанны Викторовны Назарьянц (партия фортепиано) и Дмитрия Сергеевича Тупицына (партия виолончели). В обновленном виде inventio для виолончели и фортепиано обогащена различными приемами и штрихами у виолончели. В результате звучит полноценное трехголосие, добавлен ряд контрапунктов, новых тем и полиметрических фигур между партиями исполнителей. Очень радостно, что сочинение стало репертуарным в разных версиях. Так, SCHNITTKE-inventio 23 сентября 2024 г. прозвучала в Саратове, далее, 12 октября 2024 г. – на международном фестивале камерной музыки «Покровские премьеры» в Барнауле; следующее исполнение ожидается вновь в Саратове, в ноябре 2024 г.
Идея с инвенциями и монограммами, заложенные в SCHNITTKE-inventio, в дальнейшем вдохновили меня на создание полифонической тетради посвящений композиторам, моим друзьям, для различных составов.
Так, появилось сочинение «PISLARI-inventio» для оркестра ударных инструментов, рояля, бас-гитары, посвященное моему другу Снежане Пысларь. Сочинение начинается с темы-монограммы Снежаны, впоследствии неоднократно проходящей лейтмотивом. В инвенции также зашифрована ее дата рождения: двенадцать (количество ударных инструментов в сочинении) и двенадцать (количество цифр в партитуре). Премьера состоялась 18 октября 2023 г. в Красноярской филармонии в исполнении «Сибирского оркестра ударных инструментов» под управлением дирижера и художественного руководителя Сергея Газизуллина.
За ней последовала PASSACAGLIA для контрабаса и фортепиано, где в виде монограммы зашифровала свое имя и фамилию. Двенадцать нот в теме, которая проходит двенадцать раз. Дюжина – это двенадцать. Сочинение несколько раз прозвучало с успехом в Саратове и Барнауле в исполнении Дмитрия Толочкова и Татьяны Левашовой.
Следующим сочинением в полифонической тетради стали «THREE Inventios -monograms» для эуфониума, ансамбля ударных, клавесина и бас-гитары. В нем используются монограммы известных российских музыкантов, моих друзей – Олега Абрамова и Станислав Григоренко, Cнежаны Пысларь, которым и посвящен этот цикл. В настоящий момент с нетерпением ждем исполнения этого сочинения!
Автор: Ольга Дюжина,
композитор, член Союза композиторов России,
председатель Алтайского регионального отделения Союза композиторов России