Автор:
Елена Валерьяновна Пляскина
член Союза композиторов РФ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор
Сегодня Алтайскому региональному отделению Всероссийской общественной организации «Союз композиторов России» исполняется пять лет. Он был создан 19 сентября 2020 года в результате активных действий по воплощению идеи формирования композиторского сообщества композитором Ольгой Александровной Дюжиной. В результате в Союз композиторов России были приняты композиторы Анна Колпакова, Алексей Шиховцов и музыковеды Михаил Стюхин и Елена Пляскина. В 2022 году отделение пополнилось еще двумя известными российскими композиторами – Владимиром Пешняком и Олегом Ивановым. В 2024 году в Алтайском региональном отделении Союза композиторов России появились публикации его нового участника – музыковеда Алены Заозерских. Возглавляет Алтайское региональное отделение Союза композиторов России» – лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, член Сибирского международного центра современного музыкального искусства, участник международных cимфонических семинаров-форумов Международных творческих мастерских Гильдии молодых музыкантов «МеждународМолОт» РМС имени М.К.Огинского (Республика Беларусь, 2017-2019), участник Международных Дальневосточных симфонических семинаров-форумов ГММ «МеждународМолОт» РМС (Якутск, 2020, 2022) – композитор О. А. Дюжина.
За пять лет работы отделение провело несколько фестивалей, реализовало множество интересных проектов в разных городах нашей страны, композиторы проводили творческие встречи, мастер-классы в музыкальных школах и консерваториях нашей страны, участвовали в композиторских фестивалях и конкурсах в разных городах.
В ноябре 2021 года в краевой столице состоялся Первый фестиваль «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае» (с международным участием), где на разных концертных площадках города была исполнена музыка современных академических композиторов России в исполнении как местных музыкантов, так и выдающихся исполнителей из Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска и городов зарубежья. На фестивале были представлены современные академические произведения Евгения Крючкова (Барнаул), Евгения Кравцова (Барнаул), Анны Колпаковой (Барнаул), Ольги Дюжиной (Барнаул), Николая Комиссарова (Барнаул), Василия Шардакова (Барнаул), Анатолия Амеличкина (Новосибирск), Владимира Пономарёва (Красноярск), Алексея Шиховцова (Красноярск), Александра Михалёва (Красноярск), Александра Нестерова (Санкт-Петербург), Рашида Калимуллина (Москва), Владимира Пешняка (Москва), Павла Левадного (Москва), Йиржи Бездека (Чешская республика). Фестиваль включил в себя пять концертов: концерт симфонической музыки, концерт музыки для оркестра русских народных инструментов, концерт хоровой музыки, концерт камерно-инструментальной музыки, концерт камерно-вокальной музыки. В фестивале участвовали лауреат международных конкурсов, пианист Александр Яковлев (Санкт-Петербург), лауреат международных конкурсов вокалистов Надежда Гончарук (Барнаул), композитор, певец, солист Красноярского театра оперы и балета Александр Михалёв (Красноярск), пианист Сергей Чайкин (Красноярск).
В октябре 2022 года в Барнауле проходил Второй международный фестиваль «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае». Программа фестиваля состояла из концертов камерной и хоровой музыки, где было представлено творчество композиторов Барнаула, Воронежа, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга а также – композиторов Республики Молдова, Республики Беларусь, Государства Израиль и Монголии. В концертных залах города прозвучала музыка ЕвгенияКравцова (Барнаул), Ольги Дюжиной (Барнаул), Анны Колпаковой (Барнаул), Олега Иванова (Москва), Владимира Пешняка (Москва), Сергея Голубкова (Москва), Павла Левадного (Москва), Александра Яковлева (Санкт-Петербург), Владимира Пономарёва (Красноярск), Алексея Шиховцова (Красноярск), Екатерины Филатовой (Красноярск), Александра Михалёва (Красноярск), Павла Рукавицына (Воронеж), Снежаны Пысларь (Республика Молдова), Дмитрия Лыбина (Республика Беларусь), Ильи Хейфеца (Государство Израиль), ХишигдогтохыпаАлтангэрэла (Монголия).
Фестиваль был представлен концертом камерной музыки и концертом хоровой музыки, где прозвучало много новых сочинений алтайских авторов в интерпретации талантливых исполнителей. На сцене прозвучала камерная музыка в исполнении певца и композитора Александра Михалёва (Красноярск) и пианиста, лауреата международных конкурсов Александра Яковлева (Санкт-Петербург). Концерт хоровой музыки был исполнен Барнаульским академическим хором им. А. Б. Тарнецкого под управлением Заслуженного работника культуры РФ, лауреата международных конкурсов Инессы Грицай.
С октября 2023 года Алтайское региональное отделение Союза композиторов России стало проводить Международные фестивали камерной музыки «Покровские премьеры». На первом фестивале в двух камерных концертах была исполнена музыка композиторов России из таких городов как Барнаул, Пермь, Кемерово, Кызыл, Красноярск, Москва, Абакан, Казань, Улан-Удэ, Саратов, Якутск. На фестивале также прозвучали новые сочинения композиторов из Республики Казахстан, Республики Молдова, Социалистической республики Вьетнам. В концертной программе были исполнены сочинения Рашида Калимуллина (Москва), Ольги Дюжиной (Барнаул), Анны Колпаковой (Барнаул), Никиты Широкова (Пермь), Валерия Ермошкина (Кемерово), Алексея Шиховцова (Красноярск), Чойганы Комбу-Самдан (Кызыл), Ларисы Санжиевой (Улан-Удэ), Оксаны Алахтаевой (Абакан), Владимира Орлова (Саратов), Николая Михеева (Якутск), Владимира Пономарёва (Красноярск), Екатерины Шатровой (Казань), Павла Левадного (Москва), Серика Еркимбекова (Республика Казахстан), Снежаны Пысларь (Республика Молдова), До Хонг Куана (Социалистическая республика Вьетнам). Весь концерт камерно-вокальной музыки был исполнен лауреатом международных конкурсов Надеждой Гончарук (вокал) и лауреатом международных конкурсов Еленой Астаповой (фортепиано). Концерт камерно-инструментальной музыки состоял из премьерных сочинений для кларнета и фортепиано, для кларнета соло, для хобыраха, флейты и фортепиано, для кларнета и ударных, для двух кларнетов и дхола. Здесь можно было услышать известных артистов Барнаула и Абакана – Андрея Вайгандта (кларнет), Вадима Григоренко (кларнет), Виталия Клишина (ударные), лауреата всероссийского конкурса Марины Дориной (хобырах, флейта), руководителя ансамбля ударных инструментов «Арцах» Союза армян Алтайского края Армана Манукяна (дхол).
В октябре 2024 года Алтайским региональным отделением Союза композиторов России в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая был проведен Второй международный фестиваль камерной музыки «Покровские премьеры». Жители краевой столицы познакомились на фестивале с новой музыкой современных академических композиторов не только из разных городов Российской Федерации – Москвы, Красноярска, Ростова-на-Дону, Саратова, Перми, Абакана, Барнаула, но и других государств – Республики Беларусь, Республики Молдова, Республики Узбекистан, Государства Израиль. Камерные произведения для голоса, фортепиано, виолончели соло, виолончели и фортепиано, флейты соло, флейты и фортепиано, флейты, хобыраха и фортепиано представили Дмитрий Лыбин (Республика Беларусь), Акмаль Сафаров (Республика Узбекистан), Илья Хейфец (Государство Израиль), Снежана Пысларь (Республика Молдова), Рашид Калимуллин (Москва), Павел Левадный (Москва), Артём Ананьев (Москва), Владимир Орлов (Саратов), Сергей Полозов (Саратов), Вячеслав Ноздрачев (Ростов-на-Дону), Никита Широков (Пермь), Оксана Алахтаева (Абакан), Алексей Шиховцов (Красноярск), Ольга Дюжина (Барнаул), Анна Колпакова (Барнаул). На первом фестивальном концерте звучала музыка для виолончели и фортепиано в исполнении дуэта преподавателей Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Жанны Назарьянц (фортепиано) и Дмитрия Тупицына (виолончель). Второй концерт фестиваля порадовал музыкой для флейты, хобыраха, фортепиано в исполнении Александры Забайкиной из Санкт-Петербурга (флейта), Марины Дориной из Абакана (флейта, хобырах), Жанны Назарьянц из Саратова (фортепиано).
На такое новое для Барнаула явление, как регулярные композиторские фестивали, откликнулись средства массовой информации: радио классической музыки «Орфей», ТВ «Вести «Алтай», ТВ «Катунь 24», портал о культуре CV Cult Vitamin, независимая музыкальная электронная газета «Музыка России», портал «Академическая музыка Сибири», электронное издание Центра творчества и науки «Искусство сегодня». Композиторские фестивали на Алтае являются эффективной формой культурной коммуникации между композиторами России и стран ближнего и дальнего зарубежья, между музыкой и слушателями города. Фестивали отвлекают людей от массовой культуры, которая приняла губительные и угрожающие масштабы для истинной культуры, вызывают интерес к новой музыке, способствуют формированию у публики знаний о современной академической музыке.
Со времени образования Алтайского отделения Союза композиторов России его членами было создано много сочинений. Это следующие произведения Ольги Дюжиной: «Орел и змея» на ст. Я. Полонского для меццо-сопрано, дудука, фортепиано, арфы, бас-гитары, колоколов; симфоническая сюита «Кощеево царство»: «У чудищ», «Возвращение Бабы-Яги», «Заколдованное царство», «Проделки Лешего», «Сказание о Кикиморе болотной»; прелюдия для клавесина «Нет, не Скарлатти»; прелюдия для фортепиано «Нет, не Скарлатти»; четыре хора на ст. И. Бунина: «Пугало», «Алёнушка», «Баба- Яга», «У чудищ»; SCHNITTKE-inventio для фортепиано, SCHNITTKE-inventio для виолончели и фортепиано; «Полюби эту вечность болот» на ст. А.Блока для голоса и фортепиано; «С молитвой о России» на ст. прп. С. Вырицкого для хора и струнного оркестра; «Зима» на ст. И. Сурикова для смешанного хора; «Могила неизвестного солдата» для на ст. Э. Асадова для голоса и фортепиано; «Две пьесы памяти Комитаса» для дудука, зурны, кларнета и дхола; Three inventions monograms для эуфониума, клавесина, бас-гитары и оркестра ударных инструментов; «PASSACAGLIA», «Незнакомка» для контрабаса и фортепиано; музыка для спектакля «Иван Царевич и Серый Волк» для симфонического оркестра, музыка для спектакля «Иван Царевич и Серый Волк» для духового оркестра; «Сказание о людях Сибири» для ансамбля русских народных инструментов, ударных, арфы, вокала и бас-гитары; «Хан-Алтай» для сопрано, контрабаса и ударных на текст путевого дневника Н.К.Рериха “Алтай-Гималаи”»; «Мариупольский мартиролог: симфония Исторической Памяти» для симфонического оркестра.
Алексей Шиховцов со времени образования отделения написал Концертино для фортепиано с оркестром; Два этюда для фортепиано; Два романса на стихи сибирских поэтов: «А в Сибири снега, снега», на ст. П. Коваленко; «Бывают легкими улыбки», на ст. А. Деменюка; Четыре хора на ст.Ф. Тютчева; «С кометы» на ст. В. Брюсова для голоса и фортепиано, «С кометы» на ст. В.Брюсова для скрипки и фортепиано; «У окна» на ст. В.Брюсова для смешанного хора; Causes and consequenses («Причины и последствия») для пяти инструментов; миницикл для кларнета и фортепиано «Диалоги»; «Оттенки замыслов» для виолончели и фортепиано; «Зеркальный лабиринт» для флейты и фортепиано; пьеса «Акценты» для инструментального ансамбля; «Ветры Сатурна» для флейты и фортепиано; «Переговоры с тишиной» для контрабаса соло; «В чистом поле случай был…» в Иммерсивном действе «Сибирские наигрыши» для ансамбля русских народных инструментов, циклическое сочинение «Былины-Блины» для виолончели и фортепиано; «Мы уснули прямо в небе» на ст. А.Деменюка для голоса и фортепиано.
Анна Колпакова, будучи членом Алтайского регионального отделения Союза композиторов России создала «Трио» для скрипки, виолончели и фортепиано; «Колыбельную» на ст. О. Берггольц; «Балладу» и «Край ты мой» на ст. А. Толстого для мужского хора; «Романс» на ст. Э. Асадова; пьесу «Ласточка» для флейты и фортепиано; Фантазию для скрипки и фортепиано; «Колыбельную» для виолончели и фортепиано; «Навсегда» на ст. А.Колпаковой для голоса и фортепиано.
С 11 по 12 октября 2025 г. в Белом зале Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая при поддержке Министерства культуры РФ прошел Третий международный фестиваль камерной музыки «Покровские премьеры», где были исполнены сочинения композиторов из разных городов России и ближнего зарубежья. На фестивале прозвучали сочинения Алексея Шиховцова (Красноярск), Ольги Дюжиной (Барнаул), Вячеслава Ноздрачева (Ростов-на-Дону), Андрея Молчанова (Новосибирск), Владимира Орлова (Саратов), Владимира Пономарёва (Красноярск), Анны Колпаковой (Барнаул), Анатолия Ноздрачева (Ростов-на-Дону), Жанны Габовой (Москва), Артема Ананьева (Москва), Николая Бирюкова (Белгород), Антона Гладких (Санкт-Петербург), Павла Левадного (Москва), Евгения Кравцова (Барнаул), Оксаны Алахтаевой (Республика Хакасия, г. Абакан), Серика Еркимбекова (Республика Казахстан, г. Алматы), Акмаля Сафарова (Республика Узбекистан, г. Ташкент), Дмитрия Лыбина (Республика Беларусь, г. Минск).
Перед началом праздника новой музыки с приветственными словами по видеосвязи выступили композиторы Дмитрий Лыбин, Артем Ананьев, Николай Бирюков. Композитор из Республики Беларусь – Дмитрий Лыбин впервые предстал перед нашей публикой в 2022 г. на Втором международном фестивале «Дни Союза композиторов России в Алтайском крае». Здесь на концерте камерно-вокальной музыки в исполнении замечательного певца из Красноярска Александра Михалёва бала исполнена Первая сатира из вокального цикла «Три сатиры на ст. К. Пруткова». В 2024 г. на Втором международном фестивале камерной музыки «Покровские премьеры» на концерте камерно-инструментальной музыки мы услышали его очень остроумную пьесу для виолончели и фортепиано – «Дом с привидением» в прекрасном исполнении дуэта преподавателей из Саратовской государственной консерватории – Д.Тупицина (виолончель) и Ж. Назарьянц (фортепиано). Музыка московского композитора – Артёма Ананьева прозвучала на Втором международном фестивале камерной музыки «Покровские премьеры» в 2024 г. Здесь на концерте камерно-инструментальной музыки были исполнены его «Вариации» для виолончели соло, построенные на григорианской мелодии известной католической секвенции «Dies Irae» («День гнева») и сыгранные блестящим виолончелистом Д. Тупициным.
Николай Бирюков – композитор из героического города Белгорода будет исполнен у нас впервые.
Фестиваль камерной музыки состоял из двух концертов. 11 октября был проведен концерт камерно-инструментальной музыки, 12 октября – концерт камерно-вокальной музыки.
11 октября концерт камерно-инструментальной музыки открыл композитор из Республики Казахстан – Серик Еркимбеков. Серик Еркимбеков – профессор, заслуженный деятель Казахстана. В 1981 году С. Еркимбеков окончил Алматинскую государственную консерваторию им. Курмангазы. Его многожанровое творчество характеризуется ярким мелодизмом, эмоциональной яркостью, лиризмом, экспрессией, ясностью формы, органичным синтезом Центрально-Азиатской и Европейской композиторских школ, а также симбиозом мелодики традиционной музыки и современной композиторской техники. Он представил слушателям «Fusion Improvisation» («Фьюжн-импровизация»), «Prelude» в собственном исполнении. На сцене прозвучала яркая пьеса импровизационного характера со множеством контрастных элементов, где объединились разные музыкальные стили. Затем был исполнен светлый по колориту и одновременно праздничный по характеру «Prelude».
Затем была исполнена SCHNITTKE-inventio Председателя Алтайского регионального отделения Союза композиторов России Ольги Дюжиной для виолончели и фортепиано в исполнении Д. Тупицина и Ж. Назарьянц. Изначально музыка была написана для фортепиано соло, но для известного в Саратове дуэта автор создал новую версию – для виолончели и фортепиано. В этом варианте появились новые штрихи и нюансы в партии виолончели. Слово «инвенция» в переводе с латинского означает – «изобретение», «выдумка», «находка», это полифоническая пьеса, где автор проявляет свою изобретательность в отношении мелодики, ритмики, формы. В сочинении автор использует «Фугу» № 4 из «Сюиты в старинном стиле» и монограмму А.Шнитке.
Прозвучала «Композиция для виолончели соло» председателя Красноярской региональной организации Союза композиторов России Владимира Пономарёва. Исполнитель – Д.Тупицин. В новом сочинении автор использовал принцип звуковой неповторяемости, по-новому организующему музыку. Этот принцип композитор часто применяет в своих последних инструментальных опусах. За последние годы им были написаны «Lesto» для московского ансамбля современной музыки (МАСМ), исполненное на Пятом Сибирском фестивале современной музыки (Красноярск, 2023), «Фантазия» для фортепиано. В этом ряду сочинений стоит и Композиция для виолончели соло.
Прозвучало сочинение, глубоко отражающее трагизм человеческого бытия – Соната для виолончели и фортепиано Владимира Орлова в исполнении Д.Тупицина и Ж. Назарьянц. Здесь суровая и напряженная музыка с пунктирным ритмом порой меняется на темы с широкой и светлой мелодикой романтического характера, что вселяет надежду на победу «света». В Барнауле хорошо знакомы с творчеством этого мастера. Здесь исполнялись «Триптих» для контрабаса и фортепиано, наполненная драматизмом сюита в пяти частях для виолончели и фортепиано «Эскизы», романс на ст. А. С. Пушкина «Что в имени тебе моем», композиция для кларнета и фортепиано «Энергетический потенциал», «Перемещение» для сопрано, контрабаса и фортепиано.
Был исполнен «Гимн планете Земля» для виолончели и фортепиано новосибирского композитора Андрея Молчанова. Музыка гимна, прославляющая планету, на которой мы живем, яркая и праздничная. Широкая, наполненная экспрессией мелодия, звучит в партии виолончели. Эта музыкальная композиция наполнена любовью и гордостью за планету «Земля». Две пьесы для виолончели и фортепиано «Гимн планете Земля» и «Фантастический танец» были написаны Андреем Молчановым в 2007 году к Всероссийскому конкурсу композиторов «Cello-Век», который был организован широко известным российским виолончелистом Денисом Шаповаловым. Обе пьесы были представлены в финале конкурса. Пьеса «Фантастический танец» получила специальный приз Дениса Шаповалова.
Прозвучала Соната для виолончели и фортепиано в двух частях композитора Вячеслава Ноздрачева. Части сонаты построены по принципу образного, темпового контраста, как композиционного приема. Первая часть – лирическая, светлая, прозрачная, солнечная, вторая – яркая, энергичная.
Затем узбекский композитор Акмаль Сафаров исполнил «Этюд-картину» для фортепиано. В этой полной света музыке можно услышать синтез современных композиторских средств и узбекских национальных интонаций. Музыкальная ткань «Этюда-картины» тонко расцвечивается разными оттенками, как на полотнах художников-импрессионистов.
Творчество композитора Жанны Габовой впервые было услышано в Барнауле. На фестивале камерной музыки «Покровские премьеры» она представила Симфонию для виолончели соло «Аль-Касас». «Аль-Касас» – это название 28-й суры Корана и в переводе с арабского означает «Повествование», «Рассказ». Композитор в сочинении «рассказывает» о своих праотцах, воевавших на полях Великой Отечественной войны, которые вернулись живыми благодаря истовым молитвам их родных. Симфония имеет арабское название «Аль-Касас», так как предки композитора свободно говорили на арабском, а также на латинском, казахском и русском языках. Это произведение было написано композитором во время учебы в консерватории и представлено на Московском Международном конкурсе композиторов в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, где Ж. Габова за создание этого произведения, посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне стала Лауреатом. В настоящее время Симфония для виолончели соло «Аль-Касас» исполняется виолончелистами в России, Казахстане, Беларуси, Китае.
Тему мужества и стойкости в противостоянии с врагом во время военных действий продолжила Ольга Дюжина в симфоническом произведении «Мариупольский мартиролог: Симфония Исторической Памяти». Сочинение написано для симфонического оркестра, чтеца с одновременным видеорядом, в котором показан фактический материал о военных событях в городе Мариуполе. Симфония состоит из трех частей: «Город у моря», «Зарево», «Тишина» и полностью была исполнена Тихоокеанским симфоническим оркестром под руководством дирижера Сергея Шебалина. На фестивале камерной музыки «Покровские премьеры» была исполнена заключительная часть симфонии – «Тишина» в переложении для виолончели и фортепиано в исполнении Д. Тупицына и Ж. Назарьянц. Эта светлая музыка в финале сочинения дает нам надежду на будущее. В последних тактах сочинения появляются интонации Тропаря Кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое»…
Композитор Анна Колпакова из Барнаула для фестиваля «Покровские премьеры» написала «Колыбельную» для виолончели и фортепиано. Здесь автор отошел от традиционных представлений о жанре «колыбельной», где присутствуют часто повторяющиеся мелодические обороты, монотонный ритм, песенность с преобладанием куплетной формы. Автор трактует «Колыбельную», как спокойную, романтическую пьесу.
Прозвучало сочинение Дмитрия Лыбина «Дом с привидениями» для виолончели и фортепиано. Композитор познакомил слушателей с театрализованным исполнением музыки, характерным для инструментального театра. Композитор в этой пьесе применяет нетрадиционные приемы техники исполнения на академических музыкальных инструментах. Здесь можно было услышать аллюзии на образы из опер П. И. Чайковского («Пиковая дама») и Ж.Бизе («Кармен»), связанные со сверхъестественными явлениями. Первый вариант «Дома с приведением» написан автором для виолончели соло и исполнен французским виолончелистом Бенджамином Каратом в Монреале в 2004 году. Версия для виолончели и фортепиано с использованием нетрадиционных приемов звукоизвлечения родилась в 2009 году на концерте «Краков-Дуо». В этом варианте сочинение исполнялось в Минске (2009) и Кракове (2013), а также в 2024 г. – в Саратове и Барнауле.
На фестивальном концерте было исполнено очень необычное циклическое сочинение для виолончели и фортепиано «Былины-блины» в жанре сказов композитора Алексея Шиховцова, которое он создал под впечатлением народных сказаний. Композитор написал и музыку, и текст сказаний, прочитанный непосредственно исполнителями. В концерте прозвучали три части из цикла: «Путь охотника», «Колыбельная далекой звезды» и «Царица тайги».
Затем было исполнено «Танго Бабы-Яги и Кощея» для виолончели и фортепиано из балета-сказки «Волшебный кувшин» московского композитора Артёма Ананьева. Особенность этой новогодней сказки-балета заключается в синтезе музыки и хореографии с художественным словом. Сказка-балет продолжает традицию русских классических сказочных балетов, таких как «Щелкунчик» и «Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Золушка» С.Прокофьева, «Жар-птица» И. Стравинского, «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника» Ф. Шольца. Исполненное на сцене причудливое «Танго Бабы-Яги и Кощея» было наполнено юмором и гротеском.
Завершила концерт камерно-инструментальной музыки обработка русской народной песни для баяна «Травушка-муравушка», которую подготовил баянист и автор множества аранжировок из Ростова-на-Дону Анатолий Ноздрачёв. Это сочинение успешно исполнил студент Алтайского государственного музыкального колледжа Сергей Дюжин.
12 октября в рамках Третьего международного фестиваля камерной музыки «Покровские премьеры» состоялся концерт камерно-вокальной музыки.
Второй день фестиваля открыл уже известный слушателям композитор Серик Еркимбеков из Казахстана. Прозвучал Пролог и вокализ из балета «Вечный огонь» в исполнении Надежды Гончарук (вокал) и самого автора сочинения (фортепиано). В музыке на фоне скорбного остинато басов можно было почти увидеть символическое пламя огня, а в «Вокализе» – широкая мелодическая линия в партии фортепиано органично сочеталась с тончайшим пианиссимо солистки. Это глубоко драматическая музыка, посвященная героическому подвигу воинов Великой отечественной войны, глубоко тронула сердца слушателей.
В исполнении Надежды Гончарук (вокал) и Екатерины Абросимовой (фортепиано) Прозвучала «Lacrimosa» для меццо-сопрано и фортепиано. Слово «Lacrimosa» переводится с латинского как «Слезная». Здесь композитор погружает слушателей в мир скорбных человеческих переживаний.
На сцене Надеждой Гончарук (вокал) и Екатериной Абросимовой (фортепиано) был исполнен Вокализ «Памяти павших» из вокально-драматической поэмы «Поле русской славы». Музыкально-драматическую поэму «Поле русской славы» для чтеца, сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, смешанного хора и духового оркестра создал Председатель Белгородского регионального отделения Союза композиторов России, композитор Николай Бирюков после знакомства с одноименной поэмой известного белгородского поэта, члена Союза писателей России – Владимира Молчанова. В вокализе «Памяти павших» сконцентрировано чувство скорби о павших воинах на полях сражений. Вокализ олицетворяет образ скорбящей Богородицы у Креста с распятым Сыном Божиим. Это собирательный образ матерей, жен, сестер нашей Родины, оплакивающих своих родных – мужественных и отважных героев, погибших за свое Отечество на полях сражений во имя Победы и мира на земле!
Концертную программу продолжил фрагмент из вокального цикла на стихи Омара Хайяма, вокальное сочинение «Весна» и Фантазия для фортепиано композитора из Узбекистана Акмаля Сафарова. Вокальные сочинения исполнила Дилёрахон Кавилова, партию фортепиано – автор сочинений. Стихи и рубаи средневекового персидского поэта, философа, математика, астронома Омара Хайяма о жизни, о счастье, о мире, о человеке вдохновляли многих музыкантов на сочинение музыкальных произведений. Узбекского композитора Акмаля Сафарова также вдохновила красота поэзии О. Хайяма. Фантазия для фортепиано А. Сафарова – яркая пьеса импровизационного характера, где органично сочетаются национальные элементы и академические принципы композиции.
Прозвучало сочинение Жанны Габовой «Проводы» из драматических сцен для голоса, тубы и фортепиано на стихи Валерия Дударева – трилогия «П». Трилогия состоит из трех сцен: «Предзимье» – плач, «Проводы» – прости, «Пьяная метелица» – помоги. Премьера сочинения состоялась в Москве, в цикле концертов «Летние вечера в Москве» (2025) по проекту композитора Жанны Габовой. Первыми исполнителями трилогии «П» были Ксения Молоткова (вокал) и Иван Габов (туба). На камерно-вокальном концерте фестиваля «Покровские премьеры» прозвучала вторая часть трилогии «П» – «Проводы» в исполнении Надежды Гончарук (вокал) и Екатерины Абросимовой (фортепиано). В музыке отражены безысходность, отчаяние людей, следующих по этапу в Сибирь. Драматизм усиливают колокольность в нижнем регистре и остинато у фортепиано, скачки на квинты и октавы, интонации причитаний, мелодекламация у солистки.
Было исполнено сочинение Антона Гладких «Утро» в переложении для голоса и фортепиано из вокального цикла «Камерная музыка на стихи Иннокентия Анненского». В оригинале «Камерная музыка на стихи Иннокентия Анненского» написана для голоса (меццо-сопрано), флейты, скрипки, виолончели, арфы и фортепиано. Этот вокальный цикл состоит из следующих частей: «Среди Миров», «Утро», «Минута», «Маки», «Желание». «Утро» передает ощущение эфемерности и сиюминутности красоты, тоски по прошлому на фоне спокойного и чистого утра. На концерте номер из цикла – «Утро» исполнили Надежда Гончарук (вокал) и Екатерина Абросимовой (фортепиано).
Затем по программе последовал Романс-колыбельная «Мы уснули прямо в небе…» композитора Алексея Шиховцова на стихи сибирского поэта Андрея Деменюка. Романс написан специально к 5-летию со дня формирования Алтайского регионального отделения Союза композиторов России и посвящен его членам во главе с председателем Ольгой Дюжиной. Волшебная музыка сочинения словно переливается разными оттенками красок, она напоминает звездное небо. Романс-колыбельную «Мы уснули прямо в небе…» исполнили Надежда Гончарук (вокал) и Екатерина Абросимовой (фортепиано).
Прозвучало вокальное сочинение композитора Анны Колпаковой на собственные стихи «Навсегда», которую также исполнили Надежда Гончарук (вокал) и Екатерина Абросимова (фортепиано). Сочинение написано специально для фестиваля «Покровские премьеры». Это песня повествует о судьбоносной встрече двух искренне любящих людей.
Концерт продолжила яркая многочастная «Фантазия для флейты, хобыраха и фортепиано» хакасского композитора Оксаны Алахтаевой. Во время звучания спокойного и кантиленного вступления слушатели мысленно погрузились в безмятежное спокойствие и созерцательное величие хакасских степей. Подвижные крайние части Фантазии богаты необычными гармоническими сочетаниями, но при этом в мелодической составляющей музыки присутствует дух хакасской национальной культуры, хакасский мелос. В среднюю часть включена подлинная хакасская народная песня «Пай Питунча» («Богатый Питунча»), которая прозвучала у хобыраха – национального инструмента, одного из самых архаичных хакасских духовых инструментов. Исполнили Фантазию солистка Хакасской республиканской филармонии им. Владимира Чаптыкова, лауреат всероссийских конкурсов – Марина Дорина (флейта и хобырах); лауреат всероссийских и международных конкурсов Екатерина Абросимова (фортепиано).
Прозвучало сочинение Евгения Кравцова (Барнаул) «У Лукоморья» для голоса с фортепиано на стихи А. С. Пушкина. Композитор продолжал линию, ведущую начало от А. С. Пушкина и И. Ф. Стравинского, для творческого наследия которых характерен симбиоз западноевропейских и национальных традиций. Евгения Николаевича уже давно нет с нами, но своим творчеством он внес большой вклад в развитие музыкальной культуры России.
Завершило программу Фестиваля сочинение Ольги Дюжиной в переложении для голоса и фортепиано «С молитвой о России» на ст. Преподобного Серафима Вырицкого. Сочинение было написано на пророческие, наполненные глубокой и истинной любовью к Родине стихи Преподобного Серафима Вырицкого, которые он создал в 1939 году для сохранения веры и надежды в сердцах православных христиан в годы тяжелых испытаний. Музыка органично сочетает в себе величественность, гимничность и молитвенность. Исполнили сочинение Надежда Гончарук (вокал) и Екатерина Абросимова (фортепиано).
III Международный фестиваль камерной музыки «Покровские премьеры» завершился. Композиторские фестивали на Алтае – это своего рода форма коммуникации между музыкой и публикой, где расширяются национальные границы, где происходит знакомство с новой музыкой композиторов разных поколений, с современными тенденциями развития композиторской техники, с новой музыкой зарубежных композиторов. В этом году фестиваль «Покровские премьеры» был приурочен к пятилетию со дня открытия Алтайского регионального отделения Союза композиторов России. Можно поздравить председателя Ольгу Дюжину, членов Алтайского регионального отделения Союза композиторов России и всех участников Фестиваля с большим успехом!


