Автор:
Елена Валерьяновна Пляскина
член Союза композиторов РФ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, профессор
Сочинения современных академических композиторов постоянно звучат в разных городах нашей страны. Отдельны произведения новых авторов порой входят в постоянный репертуар творческих коллективов и солистов. Множество концертных залов Москвы привлекают слушателей своими интересными современными программами и именами исполнителей. Это залы Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, концертный зал «Москва», Большой зал Московского международного Дома музыки, Зал «Зарядье», Концертный зал им. П. И. Чайковского, Государственный центральный концертный зал «Россия», Концертный зал имени И. К. Архиповой и другие концертные площадки.

Концерты проводятся в различных культурных центрах, в залах музеев. Например, в Государственном музее А. С. Пушкина, в Государственном историческом музее, в Третьяковской галерее, в Галерее Ильи Глазунова, в Центральном Доме Архитектора, в Московском Доме композиторов, Музее имени Н. Г. Рубинштейна, Музее П. И. Чайковского в Москве, Геологическом музее им. В. И. Вернадского, Российской академии наук.
15 июля 2025 г. в музыкальной гостинной «Дома А. Ф. Лосева» в Москве состоялся «Вечер вокальной музыки» в качестве одного из концертов цикла «Летние вечера в Москве» по проекту композитора Жанны Габовой на котором была исполнена музыка двух современных российских академических композиторов – Ольги Дюжиной и Жанны Габовой.
Ольга Александровна Дюжина – член Союза композиторов России, председатель Алтайского регионального отделения Союза композиторов России, член Сибирского Международного центра современного музыкального искусства. О. А. Дюжина окончила теоретико-композиторский факультет Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по специальности «композиция». Она является лауреатом Всероссийского конкурса композиторов «Нам нужна одна Победа» (Томск, 2020); лауреатом Международного конкурса молодых композиторов имени С. С. Прокофьева (Челябинск, 2021); лауреатом Всероссийского открытого конкурса композиторов «Piano&Piano» (Петрозаводск, 2021); лауреатом VII Международного конкурса композиторов «Молодая классика» (Вологда, 2022); лауреатом XIV Международного конкурса молодых композиторов имени А. Г. Шнитке (Саратов, 2022); победителем Всероссийского детско-юношеского конкурса-фестиваля «Новые песни России» (Москва, 2023); лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса композиторского искусства «Теория струн» (Пушкин, 2023); победителем федеральной программы Союза композиторов России «Ноты и квоты», 2024.
Жанна Рахимжановна Габова – лауреат международных и всероссийских конкурсов и фестивалей, член Союза композиторов России, член Российского музыкального Союза, член Московского музыкального общества, член Московского областного Хорового общества. Председатель секции «Детская музыка» СКЕ – Союза композиторов Евразии, руководитель отдела творческих проектов Ассоциации лауреатов Международного музыкального конкурса имени П.И.Чайковского. Ж. Р. Габова окончила Казахскую национальную консерваторию им. Курмангазы (г. Алматы) по специальности «композиция», окончила аспирантуру Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского. Ж. Р. Габова – лауреат I-го Международного фестиваля сценических искусств (г. Алматы, 2000); лауреат Международного фестиваля композиторов и симфонических дирижеров «Alem Saniyaz-Казахстан» (г.Алматы, 2000); лауреат IV-го Международного фестиваля творческой молодежи «Шабыт» (г. Астана, 2001); лауреат Московского конкурса композиторов камерно-инструментальной музыки (г. Москва, 2005); лауреат Международного конкурса композиторов в рамках Международного конкурса Московской консерватории для исполнителей на духовых и ударных инструментах в номинации «За создание обязательного сочинения второго тура» для тубы-соло (г. Москва, 2012).
В программе концерта звучало много патриотической музыки, которая формирует нравственные основы человека и приобщает к великому историческому наследию страны. Отечественные композиторы постоянно обращались в своем творчестве к теме защиты Родины, воспеванию исторических событий и их героев. Достаточно вспомнить такие сочинения как опера М. И. Глинки «Жизнь за царя», Увертюра «1812 год» П. И.Чайковского, «Богатырская симфония» А. П. Бородина, кантата «Александр Невский» С.С.Прокофьева, Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, кантата «Курские песни» Г. В. Свиридова, опера К. В. Молчанова «Зори здесь тихие». Хорошо известны многочисленные песни о Великой Отечественной войне: «Катюша», «Жди меня» М. И. Блантера, «Случайный вальс» М. Г. Фрадкина, «Синий платочек» Е. Петерсбурского, «В землянке» К. Я. Листова, «Вечер на рейде» В.П. Соловьева-Седого, «Священная война» А. В. Александрова, «Поклонимся великим тем годам» А. Н. Пахмутовой, «День Победы» Д. Ф. Тухманова.
Программа концерта началась с музыки композитора Ольги Дюжиной. На сцене в исполнении Татьяны Бочкаревой (сопрано) и Антонины Кадобновой (фортепиано) прозвучали «Молитва о России» на ст. прп. Серафима Вырицкого и «Могила неизвестного солдата» для на ст. Эдуарда Асадова для голоса и фортепиано; затем Ксенией Молотковой (сопрано) и Антониной Кадобновой (фортепиано) был исполнен фрагмент из кантаты «Облака» на ст. Б. Рыжего для голоса и фортепиано.
Бочкарева Татьяна Валерьевна, исполнившая первые два произведения, окончила Новосибирскую консерваторию им. М. И. Глинки по специальности «оперное пение»; певица является лауреатом международных и всероссийских конкурсов, заведует клубом Военного учебно-научного центра сухопутных войск «Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации».
Кадобнова Антонина Станиславовна – лауреат международных конкурсов, руководитель концертных программ Фонда Ирины Архиповой. Елена Заремба и Антонина Кадобнова ведут совместную работу в Центре Оперного Пения Г.Вишневской. Антонина Кадобнова окончила Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского по следующим специальностям: «фортепиано», «орган», «композиция», «камерный ансамбль», «концертмейстерское мастерство». Затем окончила аспирантуру МГК имени П.И. Чайковского по специальности «концертмейстерское мастерство». Пианистка работает в классах широко известных вокальных педагогов В.И.Пьявко, П. С. Глубокого, Р. П. Лисициан, а также ведет концертную, фестивальную и гастрольную деятельность.
Ксения Молоткова – сопрано, лауреат международных конкурсов. Окончила РАМ им. Гнесиных по специальности «Академическое пение». Артистка ведет концертную деятельность и преподает в московской ДМШ №23 им. А.Н.Скрябина. Певица получила Гран-При II-го Международного конкурса-фестиваля вокального исполнительства «Кубок искусств» (Москва, 2020).
Исполненное на концерте сочинение Ольги Дюжиной «С молитвой о России» написано на пророческие, наполненные глубокой, настоящей любовью к Родине стихи Преподобного Серафима Вырицкого, которые он создал в 1939 году для сохранения веры и надежды в сердцах православных христиан в годы тяжких испытаний. Стихи канонизированного в 2000 г. старца глубоко современны и в наши дни, они близки всем людям, преисполненным любви к своему Отечеству. Стихи прп. Серафима Вырицкого не являются каноническими, но они очень молитвенны по своему содержанию. В этой музыке молитвенность органично сочетается с гимничностью, что проявляется в сочетании величественности, приподнятости звучания с напевностью и торжественностью.
«Могила неизвестного солдата» для на ст. Эдуарда Асадова написана композитором Ольгой Дюжиной несколько лет назад. На Всероссийском конкурсе композиторов «Нам нужна одна победа» песня была по достоинству оценена жюри, за представленное сочинение «Могила Неизвестного солдата» Ольга Александровна стала лауреатом (Томск, 2020).
Фрагмент из кантаты О. А. Дюжиной «Облака» на стихи Б. Рыжего – сочинение со спокойно льющейся мелодией широкого дыхания, прозрачное по своему звучанию, требует от вокалиста безупречной кантилены и высокой исполнительской культуры. Концертмейстер Антонина Кадобнова постоянно работает с выдающимися вокалистами, очень тонко чувствует дыхание певца, обладает чутким вокальным слухом и хорошо помогает поющим в процессе исполнения музыки.
Жанна Габова представила на суд слушателей следующие сочинения: «Помолюсь украдкой» на стихотворение С. Есенина «Дымом половодье…», в котором звучит мотив странничества и надежда на будущее – песня для баритона и фортепиано в исполнении Александра Гладкова (баритон) и Антонины Кадобновой (фортепиано); «У меня на сердце без тебя метель» – романс для сопрано, баритона и фортепиано на печальные стихи Сергея Есенина «Голубая кофта. Синие глаза…» в исполнении Александра Гладкова (баритон), Татьяны Бочкаревой (сопрано) и Антонины Кадобновой (фортепиано). В этой прекрасно исполненной музыке, наполненной светлыми красками, органично сочетаются речитативность и кантиленность.
Александр Гладков – российский оперный и эстрадный певец, лауреат международных и всероссийских конкурсов, заместитель руководителя творческой комиссии «Академический вокал» Московского музыкального общества, лауреат всероссийских и международных конкурсов, член союза Театральных деятелей России, член Московского музыкального общества, член Российского музыкального союза. Окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и аспирантуру этой же консерватории. Работает солистом в концертно-филармоническом отделе «Москонцерта», ведет концертную деятельность.
В музыкальном концерте принимали участие российские поэты, которые читали свои сочинения. В поэтическом блоке после романса Ж. Габовой «У меня на сердце без тебя метель» свои стихи читали поэт и литературный критик Людмила Баранова и поэт, Арт-директор Научной библиотеки и Мемориального музея «Дом А. Ф. Лосева» – Олег Ефимов.
Продолжил концерт вокальный цикл для голоса и фортепиано на ст. Р.Рождественского, В. Берестова, Н. Палагуты «Это ж я, Сережка!» («Мама», «Бабушка», «Дед Мороз», «Это ж я, Сережка!», «Боюсь потерять»), который исполнил детский дуэт «ДрАмА» ДМШ им. Ф.И.Шаляпина в составе Арины Клименко (фортепиано) и Алены Сумароковой (голос). Композитор Жанна Габова является создателем и художественным руководителем этого детского дуэта, а преподавателем – Почетный работник культуры г. Москвы, зав. фортепианным отделением ДМШ им. Ф. И. Шаляпина – Е. А. Агаджанян. Песни детского вокального цикла написаны композитором с большой любовью к детям, они обладают яркой образностью, юмором, мелодическим богатством, жанровостью и ясностью формы. Музыка песен вполне соответствует вокально-техническим возможностям детских голосов.
Прозвучала песня для голоса и фортепиано, посвященная героям спецоперации Жанны Габовой на ст. Сергея Пономарева (Республика Коми) «Клин журавлей», в исполнении участников детского дуэта «ДрАмА» Арины Клименко (фортепиано), Анны Батулиной (голос); песня для голоса и фортепиано на ст. Галины Косовой (Ростов-на-Дону) «Бабушка Луна», песня на ст. Ирины Денисовой – «Папа, прилетай из Космоса скорей», песня на ст. Сергея Пономарева на русском и коми языках – «Бабье лето». Пеня на ст. поэта из деревни Красная Республики Коми Сергея Пономарева и композитора Жанны Габовой «Клин журавлей» получила первое место на конкурсе патриотической песни «Родина, называй поименно своих сыновей», который проходил в Республике Дагестан. Замечательные мелодичные песни Жанны Габовой – это отличное пополнение детского вокального репертуара.
16 июля 2025 г. состоялся концерт российских композиторов Жанны Габовой и Ольги Дюжиной в рамках цикла концертов «Летние вечера в Москве» в Мраморном зале Постоянного представительства Республики Коми при президенте Российской Федерации в Москве.
Много сочинений этих авторов, звучавшие в Научной библиотеке и Мемориальном музее «Дом А. Ф. Лосева» были исполнены повторно, но на концерте в Мраморном зале слушатели услышали и новые произведения. Ольга Дюжина представила удивительную композицию «Хан Алтай» – Поэму для голоса, контрабаса и восьми ударных на тексты путевого дневника Николая Рериха «Алтай-Гималаи». Поэму исполнили музыканты «Театра новой музыки» г. Саратова Эрика Саркисова (голос и ударные) и Дмитрий Толочков (контрабас). Сочинение было специально написано для этих музыкантов. Необычным и новым для музыкально-исполнительской практики было то, что певица исполняла и вокальную партию, и партии ударных инструментов. Поэма «Хан Алтай» посвящена 100-летию пребывания Н. К. Рериха на Алтае и написана в рамках программы «Ноты и квоты» Союза композиторов России при поддержке Министерства культуры РФ. У народов, проживающих на территории Алтайских гор, Хан-Алтай – это господин, хозяин Алтая, покровитель богатства, Бог плодородия, продолжения рода и воплощает в себе одновременно черты Бога и человека. Поэма «Хан Алтай» – это цикл из семи частей на текст X главы («Алтай») путевого дневника Н. К. Рериха «Алтай-Гималаи». Партитура Поэмы потребовала от певицы хорошего владения различными вокально-техническими приемами и навыками игры на алтайских ударных инструментах – гонге, двух шаманских бубнах, чаймсе, тэк-тэке, шуме грома, палке дождя, треугольнике, деревянных палочках. Исполнители Поэмы блестяще справились с поставленными перед ними задачами. Поэма «Хан Алтай» – победитель федеральной программы Союза композиторов России «Ноты и квоты» в 2024 г.
«Театр Новой Музыки» создан 3 мая 2010 года по инициативе студентов историко-теоретического факультета Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова В. Орлова и Д. Сундырева. Ансамбль исполняет камерную музыку современных композиторов Саратова, Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Йошкар-Олы, Киева, Харькова, Сан-Франциско, а также городов Италии, Федеративной республики Германии, государства Израиль. Саратовский ансамбль «Театр новой музыки» своей целью поставил приобщение слушателей к современной академической музыке, к музыке композиторов – наших современников.
Эрика Эдуардовна Саркисова (сопрано) – артистка «Театра новой музыки» окончила Саратовскую государственную консерваторию им. Л. В. Собинова по специальности «Академическое пение». В настоящее время преподает вокал и ведет концертную деятельность.
Дмитрий Николаевич Толочков (контрабас) – артист «Театра новой музыки», окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Играл в джазовом трио Л. Трофимова, в проектах ярославского джазового пианиста А.Мартыненко, в оркестре Саратовского академического театра оперы и балета, в государственном симфоническом оркестре Удмуртской Республики. Дмитрий Толочков – участник основного состава «Круглого Бэнда», он стажировался в США по программе «Open World», где играл с Д. Фэдисом и Д. Ханом в Чикагском клубе «Hot House» и «Green Mile» в Вашингтоне.
Прозвучала Трилогия «П» – драматические сцены для голоса, тубы и фортепиано Жанны Габовой на ст. Валерия Дударева. Исполнители: Ксения Молоткова (сопрано), Иван Габов (туба), Жанна Габова (фортепиано). Произведение отличает глубокий трагизм, оно пронизано интонациями причитания и колокольностью, характерной для русской музыкальной культуры. Исполнители с честью справились с этим сложным сочинением.
Была исполнена пьеса «Матушка-Сосна» из Большой сюиты для солирующих инструментов симфонического оркестра «Языческая роща Коми» Жанны Габовой. Эту музыку, отражающую суровую природу Коми графическими красками и жесткими созвучиями, замечательно исполнила ученица класса преподавателя Е. А. Агаджанян ДМШ им. Ф. И. Шаляпина Анжелика Натеш Мудаляр (фортепиано). Анжелика также исполнила волшебный, похожий скорее на лендлер «Вальс игрушек» из «Детского альбома» для фортепиано.
«Очень интересные истории Мудрого» и ноктюрн «Белые ночи» из этого же фортепианного цикла замечательно сыграла Маша Черенкова – студентка Музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Прозрачную и утонченную прелюдию для фортепиано «Французская грусть» из «Детского альбома» представила отличная пианистка Валерия Беневская – класс преподавателя Е. А. Агаджанян.
«Вальс Влюбленных» из Большой сюиты для солирующих инструментов симфонического оркестра «Языческая роща Коми» исполнили Андрей Щербашин (эуфониум) и Валерия Беневская (фортепиано). «Вальс влюбленных» очень мелодичен и вызывает воспоминания о жанровых звуковых «картинках», которые в когда-то можно было услышать в старых парках. Очень редко звучащий в нашей стране Эуфониум – медный духовой музыкальный инструмент. В переводе с греческого языка «euphonos» означает «прекрасный звук». И действительно звучание эуфониума отличалось мягкостью, бархатистостью и благородством.
В финале концерта была исполнена песня для голоса и фортепиано на ст. Сергея Пономарева (Республика Коми) «Бабье лето», прозвучавшая на русском и Коми языках, после которой зал разразился бурными овациями.
По тому, насколько интересными и удачными были эти два концерта можно сделать следующий вывод: проект Жанны Габовой «Летние вечера в Москве», направленный на развитие и популяризацию современного отечественного композиторского творчества на концертных площадках столицы, реализуется весьма успешно. Современные литература, кино, живопись, театр, академическая музыка говорят на языке, который публика в состоянии понять и оценить, если приложить усилия, отказаться от штампов и своих предубеждений. Некоторые из услышанных на концертах новых сочинений могут стать памятниками нашего времени, без которых немыслима ни одна Эпоха.

