Дата публикации: 07.05.2024
Автор:
Лариса Пономарева
Преподаватель ГАПОУ МО «Московский Губернский колледж искусств» г. Химки
Поиск новых форм развития творческих способностей происходит постоянно в процессе обучения в музыкальном колледже. Укажем два направления этой работы:
1) обязательные дисциплины общепрофессиональные, в которых необходимым является чёткое следование программе, взаимодействие с педагогом, использование учебных пособий и современных интернет-технологий. Главной целью обучения является получение базовых знаний, практических навыков работы с учебным материалом; умение грамотно строить свою речь, используя профессиональные термины;
2) внеучебная деятельность студентов, которая может осуществляться под руководством преподавателя и самостоятельно.
Для студентов исполнительских отделений профессионально личностное становление невозможно без теоретических дисциплин, таких как теория музыки, сольфеджио, анализ музыкальных произведений, гармония и музыкальная литература. Несмотря на большую занятость на специальных дисциплинах, они весьма заинтересованно относятся к этим предметам при наличии правильной мотивации, сбалансированности количества выполняемых заданий, в том числе домашних, доброжелательной, творческой атмосферы на уроке.
Обучение на современном этапе – это не только способ передачи знаний и их усвоения. Это процесс непрерывного развития. Каждый учитель должен подходить творчески к процессу обучения, основывая его на принципах дифференциации и интеграции, заложить основы знаний и научить работать самостоятельно. Методы могут быть самыми разными: использование цифровых платформ, традиционных способов взаимодействия с аудиторией, активного и интерактивного общения. Но самым главным компонентом является сотворчество, совместная творческая деятельность. Рассмотрим более конкретно творческие методы работы на уроках гармонии, сольфеджио и теории музыки.
В настоящее время много высказывается разных мнений по поводу места дисциплины «Гармония» в учебном процессе. Создаются новые программы, курсы лекций, электронные учебные курсы, переиздаются классические учебные пособия, в том числе знаменитые учебники Н.А. Римского-Корсакова и П.И. Чайковского. Интерес к этому предмету не ослабевает, а наоборот растёт, несмотря на шестое столетие его преподавания, включая 221 год с момента появления в 1802 г. первого учебника по гармонии в качестве отдельной дисциплины Ш.С. Кателя! В чём секрет этого феномена?
Несомненно, одно: гармония развивает фантазию, стимулирует творческое мышление. Вот что пишет В.П. Середа в предисловии к своему учебно-методическому пособию: «Крайне полезны и многочисленные виды упражнений по игре на фортепиано, если они развивают воображение и фантазию студентов, а не закрепляют практически уже “умершие” формы тональных стереотипов» [5, 11] В.П. Середа предпринимает попытку сформулировать методику решения гармонических задач, «которая способствует развитию творческого мышления» [5, 11]. В принципе любое мышление является актом творчества. Следовательно, научить мыслить в музыке – является главной целью педагога, преподающего эту дисциплину.
Основные формы работы остаются традиционными: решение гармонических задач (гармонизация мелодии или баса), игра упражнений на фортепиано и анализ музыкальных произведений. Идёт работа над мультимедийными программами, видеокурсами по гармонии, меняются способы преподнесения материала, адаптируясь к современным реалиям. Меняются также способы творческого взаимодействия в группах. При выявлении ошибок, например, обсуждение и поиск наилучшего решения совместно, путём сравнения звучания разных вариантов решения. По мнению Т. Бершадской, в настоящее время система преподавания гармонии адресована прежде всего студентам-теоретикам и исполнителям в большинстве своём, а не композиторам, как это было в прошлом. В связи с чем возросла роль анализа гармонического и стилистического на уроках и в качестве домашних заданий. Тем не менее упражнения, связанные с сочинением, на уроках гармонии присутствуют, а при закреплении темы обязательно исполняются и прослушиваются примеры из музыкальной литературы с последующим подробным гармоническим анализом.
Дисциплина «Сольфеджио» тесно связана с дисциплиной «Гармония». Интеграция этих двух предметов даёт много возможностей для развития творческих способностей и очень хороший результат благодаря объединению, в котором гармоническое мышление находит свой практический эквивалент в многоголосном пении, и в такой форме работы, как гармонический анализ аккордов и интервалов на слух. Здесь речь идёт о старших курсах музыкального колледжа. Научить слушать, понимать язык музыки, перевести услышанное на язык символов и воспроизвести (имеются в виду цифровые последовательности), записать услышанное и спеть то, что записал, непростая задача. Она способствует развитию не только музыкального слуха, но во многом творческого отношения к изучаемому предмету. Такие формы работы, как пение с аккомпанементом, пение дуэтом, хором по голосам также необходимо постоянно практиковать. Подбор материала помогает преодолеть многие технические трудности, если материал интересен студенту. Выбор зависит от специализации группы, индивидуальных склонностей, уровня подготовки группы. Пример: пение с аккомпанементом.
3 курс. Музыкальное искусство эстрады. Песни из кинофильмов советских композиторов 30-40 годов
3 курс. Струнные инструменты. Песни Моцарта, Векерлена, романсы русских композиторов XIX века Варламова, Гурилёва
3 курс. Хоровое дирижирование. И.С. Бах Магнификат. Романс М.И. Глинки «Жаворонок».
Выбор способов обучения зависит от ряда факторов:
- психологический фактор
- наполняемость группы
- специализация.
Психологическая устойчивость достигается положительными эмоциями, возникающими в ситуациях успешного преодоления трудностей. Положительно влияет на настроение окружающая среда, красивый интерьер, свежий воздух. Доброжелательное отношение сверстников и педагога. От количества студентов в группе зависят способы знакомства с новым материалом более или менее экономные. Активизация деятельности в ходе самостоятельной работы в больших группах происходит весьма успешно при надлежащей системе организации.
Специализация всегда учитывается при составлении плана работы. Например, в группах инструменталистов часто особые проблемы возникают с освоением басового ключа у скрипачей. Поэтому больше внимания надо уделить работе по освоению этой темы в таких группах.
Дисциплина «Элементарная теория музыки». Возможные формы работы для развития креативности:
- видеопрезентация с использованием интернет-технологий, сделанная самостоятельно или под руководством преподавателя, с последующим обсуждением, вопросами и ответами, уточнением терминов и выбором оптимальных формулировок;
- видеозапись воспроизведения студентами нового материала с просмотром и обсуждением;
- запись нотных примеров или своих сочинений с помощью компьютера.
Внеучебная деятельность. К внеучебной деятельности, способствующей развитию творческие способностей, относятся мероприятия, проведённые в учебном заведении и вне его, в той или иной мере связанных с будущей профессией студента. Это участие в конкурсах, олимпиадах, круглых столах, лекциях-концертах, классных вечерах. Для внеучебной деятельности важно содержание, которое актуально для тех, кто в ней принимает участие. Оно должно обязательно обладать эстетической ценностью, иметь воспитательный и образовательный эффект. Для студентов актуален и аспект социальный: поиск «своей темы», возможность сравнения своих достижений с достижениями сверстников при участии в конкурсах и олимпиадах.
В последнее время таких конкурсов достаточно много, включая онлайн-олимпиады разного уровня и традиционные конкурсы письменных работ. Олимпиады развивают творческую активность студента и являются прекрасной формой обмена опытом педагогов, совершенствования мастерства и качества преподавания. Так что речь идёт не только о развитии творческих способностей студентов, но и педагогов. Во время подготовки к олимпиадам необходим индивидуальный подход к процессу обучения. Главным здесь является выявление наклонностей конкурсанта, увидеть его сильные и слабые стороны, направить его деятельность в нужное русло. Подготовка к олимпиадам становится мотивацией к деятельности на уроке, которая становится более осмысленной. Музыкально теоретические дисциплины могут казаться сложными и скучными при отсутствии мотивации. Поступление в вуз, конечно, мощный стимул, но слишком отдалённая и абстрактная перспектива для младших курсов и несколько пугающая своей «неотвратимостью» для старших. А олимпиада – это всегда радость возможной победы, общения, совершения открытий в искусстве и в себе. Это безусловно творческий процесс от начала и до конца начиная от выбора самого формата соревнования. Выбор может осуществлять заведующий предметно-цикловой комиссии, педагог. Но часто инициатива исходит от самих студентов. Некоторые конкурсы особенно популярны. При выборе номинации каждый реально оценивает свои возможности. Те, кто очень хотят проявить себя, но чувствуют недостаточную уверенность, начинают заниматься очень активно на уроках, поставив себе определённую цель на данный период времени. Бывает так, что очень сильно увлекаются и даже приходят дополнительно с вопросами и предложениями. Это и есть творческий процесс, который, бывает и не завершается ожидаемым результатом, но выявляет слабые стороны подготовки или способа подготовки, над которыми надо поработать, чтобы добиться успеха. Результаты прошедшего конкурса желательно исследовать, выяснить, почему неудача, в чём секрет тех, кто победил и приложить усилия, чтобы исправить неудачу в следующем году.
Редко, но бывают случаи стойкого нежелания принимать участие во внеурочных мероприятиях. Это возможно результат переутомления, неверия в свои силы, а может быть и недостаточная мотивация, непонимание важности активной деятельности над повышением своего интеллектуального уровня. Подобное отношение – результат ошибок обучения на предыдущем этапе. Широкий кругозор, стремления к познанию – важные качества для исполнителя. Творческий подход, интеллект, без которых исполнение неинтересно, невозможен без глубокого знания, которое дают теоретические дисциплины. Грамотно выстроенные уроки с интересными заданиями, активная внеучебная деятельность формируют всесторонне развитую личность музыканта, который будет решать вопросы культуры будущего.
Литература
- Бершадская Т. Нетрадиционные формы письменных работ по гармонии в консерваториях. Санкт-Петербург, Композитор
- Бычков Ю.Н. Лекция по курсу «История музыкально-теоретических систем». Москва, Издательство МГИК, 1993.
- Иофис Б.Р. Интегративный подход к преподаванию музыкально-теоретических дисциплин. Музыкальное искусство и образование 2022.
- Маркина Н.В. Социально-психологические факторы развития творческих способностей учащихся. Челябинск, Вестник ЮУрГУ, №6, 2012.
- Середа В.П. 101 гармоническая задача с вариантами решений. Санкт-Петербург: Лань. ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2020.