Развитие импровизационного мышления обучающихся музыкальных колледжей

Дата публикации: 08.05.2024

Автор:
Ольга Бытко
Преподаватель
ГБПОУ КК «Краснодарский музыкальный колледж имени Н. А. Римского-Корсакова»

Музыкант – это человек, жизнь которого нераздельно связана с творческим началом. Многие исполнители, не имея музыкального образования, играют на музыкальных инструментах, даже не задумываясь о том, какие же ноты или ритмические формулы они воспроизводят. Поток летящих музыкальных мыслей сам диктует порядок звуков и их необычайное богатство сочетаний. Подобным врождённым даром наделены немногие, а потому задача преподавателя заключается в воспитании внутреннего слуха таким образом, чтобы научить наслаждаться движением мелодического развития, сменой гармонических красок и при этом осознавать как именно всё это происходит.

Творчество – это создание чего-то близкого твоему внутреннему «я», следовательно, важно научиться прислушиваться к самому себе, расшифровывать глубинные коды затаившихся в твоём подсознании музыкальных модусов. Ведь навязать определённые стереотипы, например, мелодического становления совсем не означает научить творить. Скорее, это будет похоже на подражание, имитацию творчества, во многом схожее с живописью, в которой изображение природы преломляется через призму пера художника и только в таком виде приобретает свою неповторимость, изысканность.

В современной педагогике учебный процесс является непременным элементом развития не только студентов, но и самих преподавателей. Изменения, которые происходят в социально-экономической, технологической и других сферах жизни напрямую влияют на формирование подрастающего поколения. И особенность такого поколения заключается в том, что эмоционально-психологическое состояние соискателей музыкального образования очень сильно подлежит влиянию материальных ценностей общества. Поэтому часто дети с природными музыкальными задатками выбирают профессию совсем не связанную с музыкальной деятельностью, и наоборот, дети, которые со средними способностями по многим причинам (как то социальным, материальным) видят себя именно музыкантами. В такие моменты преподавателям надо задуматься над тем, что же такое музыкальные способности, какова их психологическая особенность и как усовершенствовать методы преподавания, чтобы был соответствующий уровень подготовки наших выпускников.

Преподаватели в какой-то степени должны быть психологами, переносить внимание на цепь субъективных ассоциаций и привычек студентов, ведь музыка непосредственно воспроизводит именно внутренний мир человека. В учреждениях нашего уровня образования программой предусмотрен ряд дисциплин, который в сумме должен способствовать развитию всех видов способностей: музыкальных, лингвистических, интеллектуальных, творческих. Но конечно, в первую очередь наше внимание должно сосредоточиться на творческих. Известный российский композитор Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании» разделял музыкальные способности на 2 группы: 1) технические, в которых предполагается игра на инструменте или пение; 2) слуховые, относящиеся к понятию «музыкальный слух», хотя в музыкально-педагогической практике принято выделять три компонента: музыкальный слух, ощущение ритма и музыкальную память.

В психологии различают “репродуктивные” и “творческие” уровни способностей (Богословский). Студент, который находится на первом уровне –репродуктивном, может легко овладеть определёнными знаниями, проводит практическую деятельность по образцу, то есть повторяет то, что предлагает преподаватель. Если же студент создаёт что-то новое, оригинальное, индивидуальное, не противоречащее общим показателям, он является субъектом второго уровня – творческого. Наивысшим уровнем способностей называют талант. По мнению ученого Богословского, талант определяет совокупность способностей, то есть одновременное выполнение всех потребностей своего наставника и в то же время привнесение своей эмоциональной, исполнительской интерпретации музыкального текста. Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания. Поэтому для преподавателя первоочередной задачей является определить, к какому из уровней соответствует индивидуум, на что он способен.

Музыкальное воспитание предполагает развитие всех граней личности. В первую очередь, музыкальные способности связаны с эмоциональным восприятием окружающего мира, поэтому условиями их развития является включение субъекта в определённую деятельность, которая будет побуждать сопереживать музыкальному произведению. Именно в общении человека с музыкой происходит развитие воображения, фантазии, концентрации внимания, активизируется творческий потенциал, развиваются эвристические способности. Неслучайно многие известные учёные имели качественную музыкальную подготовку, например, Бородин, Менделеев, Эйнштейн, которые были уверены в том, что музыка помогла им в научной работе. В системе художественной психологии – мышление, внимание, ощущения, интересы – являются модусами, которые между собой сочетаются в одну систему благодаря именно воображению. Потому необходимо наталкивать студентов задумываться над тем, что же они видят в момент игры или пения, подсказывать им словесные комментарии к звучащей музыке. Каждое слово подсознательно остаётся в нашей памяти, пробуждает ассоциативные связи, что как раз и действует на психологическом уровне, как эмоциональный толчок к практическому воплощению.

Развитие художественного воображения также связано с понятием эмпатии, что означает «одухотворение»: это дар сострадания, сопереживания, который базируется на вживании и интуиции, то есть переносе себя в мысли, чувства и действия другого измерения (например, в мир композитора). Целесообразно будет рассказывать студентам о том, что они являются носителями музыки, поскольку она существует лишь в тот момент, когда звучит. Ноты сами по себе без исполнителя не являются эстетическим культурным достоянием, поэтому «одухотворение» является первоочередной задачей музыканта. Помочь в этом вопросе может символизация определённых средств музыкальной выразительности, открытие скрытых смыслов в нотном тексте.

Формирование творческих навыков обучающихся связано с необходимостью установления психологического настроя, создания лёгкой, непринуждённой атмосферы на занятии. Ощущение свободы позволит обучающимся погрузиться в свой музыкальный мир, наделённый собственными желаниями и стремлениями. В современной жизни вокруг нас действуют множественные ограничения: контроль со стороны родителей, преподавателей, общества и государства. Подобная система управления очень часто оказывает отрицательное влияние на самосознание личностью своего характера. Врождённые способности под воздействием окружающей действительности во многих случаях становятся невидимыми, скрытыми под «маской» идеального образа. Отсутствие страха перед ошибками во время поиска близкого твоему духовному мироощущению – вот те показатели готовности человека к творческой деятельности.

Далее следует погружение в атмосферу практического освоения творческих принципов, совокупность которых отражена в курсе сольфеджио, элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений. В подготовке специалистов в данных областях обучения современной музыкально-педагогической наукой выдвигаются индивидуально-ориентированные подходы. Общий информативный материал изучаемых дисциплин по-разному претворяется в процессе погружения в мир импровизации. Здесь главным является наличие существенных элементов, способных организовать, преобразовать стихийное течение творческой свободы в нечто оформленное и с точки зрения композиции, и соответствующего ей, содержания. Именно поэтому одним из возможных способов освоения музыкального сочинительства является следующий порядок действий.

  1. На начальном этапе изучения проводить анализ музыкальных форм от периода до простой трёхчастной с обязательной последующей импровизацией мелодии (голосом или на инструменте) в заданном объёме (от предложения). Здесь необходимо научить ощущать пропорциональность и симметричность формы. Подобное эстетическое её восприятие во многом зависит от концепта произведения, соотношения конкретного раздела произведения и его образного содержания. Чем больше по объёму раздел формы, тем сложнее в нём происходит сочетание эмоциональных планов.
    В зависимости от уровня творческого мышления обучающихся можно предлагать изначальную импровизацию по пентатонике под аккомпанемент преподавателя. Таким образом будет сделан акцент на выработке пульсации и ритмической вариативности, интонационно-ограниченной пятиступенным звукорядом, мелодии. Весьма полезным будет создание интонационных оборотов в разных тональностях, с использованием повторов, скрытого двухголосия, секвентных, вариационных принципов развития. А также для поддержания темпа и концентрированности обучающихся на самом процессе интересным будет поочерёдная импровизация по 1-2 такта друг за другом в заданном темпе, который можно со временем ускорять, усложнять различными «отклонениями» от основного темпа. Развитию творческой, самостоятельной, поисковой деятельности обучающихся будет служить собственный выбор артикуляционных и динамических оттенков в момент непосредственной импровизации. 
  1. Включение гармонических ладов с их различными видами позволит перейти к следующему этапу освоения импровизацией. Усложнению творческих заданий будет служить подчинение мелодической линии гармонической схеме: от простых тонико-доминантовых, тонико-субдоминантовых соединений до постепенного освоения побочных трезвучий, септаккордов и их альтераций, отклонений и модуляций. Мгновенное нахождение соответствующих интонационных тяготений под аккомпанемент преподавателя постепенно сменится на самостоятельную игру обучающихся либо одной рукой с голосом, либо одновременно двумя руками без голоса или же все вместе. В этом же практическом разделе можно двигаться в обратном направлении, то есть находить соответствующие возможные варианты гармонизации одной и той же мелодии.
  2. Дальнейшим обогащением творческого мышления является введение различных типов неаккордовых звуков, часто связанных с определёнными жанровыми и фактурными решениями. Песенные, танцевальные жанры легче всего прорабатывать в виде вариационной формы, в которой изменениям легко поддаётся и мелодия, и изложение гармонической поддержки.
  3. Взаимовлияние друг на друга характерных жанровых элементов, гармонических и интонационных оборотов, фактурных преобразований полезно проследить на примере творчества композиторов различных исторических периодов. Подобный аналитический подход позволит обнаружить стилистические черты конкретного композитора. Воссоздание стилистики той или иной музыкальной эпохи, отдельного направления, или конкретного автора поможет обогатить собственные стереотипы музыкального мышления, расширить кругозор, избежать плагиата или же, наоборот, нарочито вводить элементы аллюзий. Исторический стилевой обзор произведения в словесной форме (то есть указать на композитора, жанровые особенности его творчества, психоэмоциональные настроения, соответствующие конкретному произведению), а затем закрепление в практической форме позволит обнаружить инварианты (это устойчивые, неподвижные константы) и варианты (элементы, которые каждый раз могут реализовываться по-разному). Преподавателю важно рассказывать, какие приёмы игры надо выполнить обязательно, а какие можно интерпретировать индивидуально, переосмысливать. В этом случае будет реализовываться творческий потенциал студента, а в психологическом плане – проявляться элемент свободы, что особенно ценно для современной молодёжи, стремящейся избавиться от постоянного контроля. Баланс между тем, что можно и что необходимо, будет создавать ситуацию игры по определённым правилам, в которой главным будет эмоциональное удовлетворение от самого процесса деятельности. Этот показатель и составит итог развития импровизационного начала – создание собственного неповторимого стиля.

Таким образом, навык импровизационного начала – это ёмкая и целенаправленная аналитическая, практическая, исполнительская и творческая работа. Её целесообразность обусловлена стремлением музыкального мышления к синтезу всех составляющих музыкального языка и в то же время кристаллизации своих собственных модусов. Индивидуально-ориентировочный подход педагога к отдельному обучающемуся позволит максимально проявить свободу в выборе гармонических, ладовых, фактурных, жанровых средств формы и как итог может поспособствовать формированию собственного стиля.

Литература

  1. Гуреев С.Г. Играем с музыкой. Пособие по импровизационному музицированию для композиторских и теоретических отделений музыкальных училищ [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.Г. Гуреев. – Электрон. дан. – Санкт-Петербург: Композитор, 2007. –40 с. – Режим доступа: https//e.lanbook.com/book/2892. – Загл. с экрана.
  2. Валеева Н.С. Импровизация на уроках сольфеджио. Методическая разработка. – Иркутск, 2018. – 17 с.
  3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – ХХI век, 2004. – 496 с.
  4. Морих И.Б. Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.Б. Морих. – Электрон. дан. – Санкт-Петербург: Композитор, 2011. – 228 с. – Режим доступа: https//e.lanbook.com/book/2890. – Загл. с экрана.
  5. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования. – М., 1989. – 91 с.
  6. Шатковский Г.И. Развитие музыкального слуха. – М.: Музыка, 1996. – 184 с.
Прокрутить вверх