Некоторые проблемы в работе с одарёнными детьми

Дата публикации: 12.05.2024

Автор:
Галина Грудинина
Преподаватель МАУ ДО «Детская школа искусств № 1 имени Л.Л. Линховина» г. Улан-Удэ

Современная музыкальная педагогика имеет значительный опыт тестирования музыкальных способностей. Но диагностика не всегда оказывается достаточной тогда, когда не отчётливо сложился комплекс проявлений музыкальной одарённости.  Возникает проблема: создание системы комплексной диагностики. Компоненты музыкального потенциала должны сочетаться с личностным потенциалом и индивидуальными особенностями. Отсюда вопрос: какие личностные характеристики отличают одарённого человека?

В трудах психологов описывается множество концепций, иногда противоречащих друг другу. Большое число авторов используют термины «одарённость» и «талант» как синонимы. Однако часть исследователей разделяют эти понятия.

В зарубежной психологии позиции, высказанной в 1920 году и выражающей взгляд на музыкальную одарённость как  единое целостное свойство, придерживался, в  частности, Г. Ревеш. К.  Сишор, изучая  природу «музыкального таланта», разработал учение об иерархии «двадцати пяти музыкальных талантов». В число этих талантов включены были такие, как «общая умственная одарённость», «творческое воображение», «способность к музыкальной рефлексии». Со временем в структуру музыкальной одарённости вводятся и общие компоненты – интеллект, мотивация и  креативность.

Модель «человеческого потенциала» Дж. Рензулли:

В работах отечественных психологов, начиная с фундаментального труда Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей», определяются общие компоненты музыкальной одарённости.

Изучив психологический портрет музыкальной одарённости, можно выделить следующие признаки:

  1. высокая мотивация;
  2. познавательная потребность;
  3. исследовательская позиция;
  4. ориентированность не только на результат, сколько на процесс его достижения;
  5. концентрация внимания;
  6. креативность.

Творческие личности имеют общие свойства:

– открытость миру;

– чувствительность к проблеме;

– гибкость в решении;

– анализ элементов и их комбинаций;

– стремление доводить дело до конца;

– умение создавать собственные связи и порядок;

– высокий уровень самостоятельности;

– способность к самообучению;

– оригинальность мышления;

– хорошая память;

– развито эстетическое чувство;

– перфекционизм.

Одарённые люди эмоционально уязвимы, отсюда и проблема в общении с другими людьми. Такие дети требуют квалифицированного психологического сопровождения, так как возникают проблемы, выходящие за рамки обычного. Одарённых детей всё чаще относят к «группе риска», некоторые их особенности ведут к сложной адаптации среди сверстников.

 В целом, их можно разделить на две группы:

– гармоничный тип развития;

– дисгармоничный тип развития.

Процесс становления одарённости дисгармоничных детей сопровождается психологическими проблемами, диссинхронией (состояние интеллектуально одарённого ребёнка, испытывающего затруднения при контактах со своим окружением) психических функций.

Формирование личности музыканта в большей степени зависит от:

– осознания или целей и смыслов своего обучения,

– собственной роли,

– роли педагога.

Главная задача общения Учитель-Ученик – это развитие личности и понимание внутреннего мира Ученика.

Большую роль в развитии Ученика играют Родители, так как они задают сценарий развития ребёнка: Ученик – Учитель – Родители (система С. Карпмана).

Родители формируют 4 базовых сценария жизни:

  1. «Я – хороший, все они хорошие, жизнь хороша (победитель).
  2. «Я» – плохой, «Они» – плохие, жизнь – плоха (побеждённый).
  3. «Я» – хороший, но «Они» – плохие, жизнь плоха (озлобленный пессимист).
  4. «Я» – плохой, а «Они» – хорошие, жизнь, жизнь хороша (комплекс неполноценности).

В практике музыкального образования, где приоритет отдаётся формированию музыкально-исполнительских навыков, возможности общения У-У-Р учитываются недостаточно. В настоящее время преподаватели сталкиваются с «внутренними» и «внешними» психологическими проблемами своих учеников: повышенная тревожность, зависимости, расслоение общества. Творчество рассматривается не как процесс деятельности, а как характеристика личности, образ и стиль жизни.

 Особенность детского творчества – его всеобщий характер. Детское творчество – «натуральное» – заключается в открытости разным возможностям, ребёнок ориентирован не на то, что надо, а на то, что возможно. Если этого нет, то причина – внешняя «дрессура», до того, как сформировались структуры его «Я», способные противостоять давлению.

Говорят, что сильная личность может компенсировать недостаток одарённости. Труд, обучаемость, увлечённость своим делом, играют более важную роль, чем собственная одарённость. [Великие творцы – великие личности].

Существуют проблемы:

  1. Диагностика компонентов, музыкальности не всегда достаточна в случаях, когда речь идет о не вполне сложившемся комплексе проявлений музыкальной одаренности.
  2. Музыкальная одарённость не всегда сопровождается высоким уровнем развития специальных способностей.

Помимо вышесказанного – процесс профессиональной подготовки в музыкальных заведениях разных ступеней не всегда отвечает требованиям целостного развития личности, не способствует выявлению в полной мере творческих возможностей будущих профессионалов. Ведь одарённость –испытание для детской психики, без психологической поддержки трудно реализовать способности и быть талантливым. Учитывая уязвлённость одарённых детей, оценивание на творческих экзаменах и конкурсах должно быть аккуратным и объективным.

При проведении многих творческих конкурсов общепринятый метод «компетентных судей» имеет изъян: баллы выставляются без обоснования оценки инструментально с использованием общепринятого языка. Для подобного оценивания желательно применять совокупность методик при помощи системы троичной оценки (СИТО) [1].

 Методики СИТО заключены в способе трёхсторонней оценки человека и деятельности при помощи специальных словарей, соединяющих в одном образе характер, форму, привлекательность. Каждая из методик раскрывает значение и смысл оцениваемого явления в категориях терминах его качества, характера и ценности. Оценка осмысливается в духовно-нравственном СИТО и имеет прагматичное, деловое значение. Оригинальность методик СИТО в том, что результатом их действия является универсальная трёхмерная оценка. Говоря иначе, ни характер образа, ни его привлекательность, ни обобщенная оценка формы не могут быть представлены друг без друга.

При помощи одного словаря (художественных настроений) выявляется характер объекта, а затем при помощи другого словаря (аксиологического) выявляется привлекательность характерного образа, и третий набор признаков позволяет представить оцениваемое явление со стороны генерализованной формы (метод «широкого охвата», когда все члены конкретной группы считаются одинаковыми).

Главным в педагогической музыкальной деятельности должно быть уважение к личности каждого ученика. Музыкальное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания учащихся. Необходимо опираться на подход, позволяющий максимально учитывать способности, возможности и интересы обучающегося.  Учебно-воспитательный процесс должен быть построен, исходя из личностных качеств ребёнка, его возрастных и психологических особенностей.

Литература

  1. Ражников В.Г. Научно-практическая разработка «Управление совокупностью методик при помощи системы троичной оценки (СИТО)». – Москва, 2011.
  2. ru/articles/aktualnye-voprosy-psikhologii-pe…ykalnoy-odarennosti/
  3. sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/112824/parahina.pdf?sequence=1
Прокрутить вверх