Курсовая работа по гармонии как научный и творческий опыт в высшем музыкальном образовании

Дата публикации: 06.05.2024

Автор:
Анна Иглицкая
Доцент ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского», кандидат искусствоведения

 

Курсовая работа по гармонии – важнейший и совершенно необходимый опыт проведения научного исследования в процессе обучения по специальности «музыковедение». Её написание обязательно для всех студентов и входит в учебный план. Курсовая работа выполняется параллельно прохождению основного курса гармонии, рассчитанного на первые четыре семестра обучения. В данной статье мы опираемся на методические подходы к данному виду учебной деятельности, заложенные крупнейшим учёным и педагогом профессором Ю. Н. Холоповым и ставшие традиционными для кафедры теории музыки Московской консерватории [4, 15-17].

Курсовая работа по гармонии пишется во время III семестра, когда студент уже многое знает, обладает достаточным опытом решения различных проблем, связанным с областью гармонии, и способен использовать свои знания в собственном научном исследовании. Для студентов-музыковедов это первая кульминация в профессиональной консерваторской жизни. Отдельно отметим, что гармония как дисциплина имеет теоретическую направленность, что предъявляет обучающимся специальные требования объективности и точности при постановке проблемы и поисках путей её разрешения.

Творческое начало так или иначе подспудно присутствует на всех этапах работы над курсовой. Обозначим эти этапы и затем последовательно рассмотрим каждый из них.

Курсовая работа по гармонии выполняется в следующем порядке:

1) выбор и утверждение темы курсовой работы;

2) поиск источников (как нотных, так и текстовых), связанных с темой курсовой работы;

3) составление плана работы;

4) анализ источников в соответствии с предложенным планом, который при необходимости корректируется;

5) изложение итогов проведённой работы в виде текста (основная часть работы);

6) формулирование выводов работы, их соотнесение с целями и задачами, поставленными во введении;

7) оформление курсовой работы и итоговая редактура всего текста;

8) защита курсовой работы.

При успешном выполнении курсовой работы студент должен подготовить на её основе научный доклад, представить его в рамках студенческой конференции, а также подготовить свою первую научную публикацию.

Итак, первый этап – выбор и утверждение темы курсовой работы.

Круг тем может быть самым разнообразным. Помимо самого очевидного варианта – гармонического анализа какого-либо избранного сочинения или нескольких сочинений – существует ещё множество других. Проблематика курсовой работы может быть сосредоточена вокруг общих вопросов гармонии (к примеру, типы тональные планы в разработках).  Кроме того, в работе могут исследоваться не только музыкальные примеры, но и теоретические труды по гармонии. Такие курсовые могут предполагать и выполнение перевода первоисточника, если он написан на иностранном языке (например, студент может перевести старинный трактат о музыке, написанный на латинском языке, и дать комментарий к его содержанию). Одним словом, здесь перед обучающимся открывается огромный спектр возможностей, среди которых ему нужно научиться ориентироваться и выбирать то, что наиболее близко ему.

Приведём примеры тем ряда курсовых работ, защищённых на кафедре теории музыки Московской консерватории в последние годы: «Ученик чародея: о гармонии Н. Черепнина», «Как это начиналось: гармония в творчестве Стравинского 1907–1912 годов», «Древность и современность. “Фрески Софии Киевской” Валерия Кикты», «Как Прокофьев учился гармонии», «О пользе молодости. Гармонический стиль раннего Хиндемита», «Звуки русского леса: “Пение птиц” Эдисона Денисова», «Фригийский лад от Орфея до “Орфея” Стравинского», «Единоборство модальности и тональности в Итальянских мадригалах Г. Шютца», «Странствующая тональность в песнях Г. Малера», «Моцарт в гостях у АСМ-2. Гармонические техники в современных вариациях», «Русская сонорика в XXI веке. Наблюдения над гармоническим языком Ю. Воронцова».

При выборе темы, как правило, учитываются и собственные интересы студента в области музыки, и его способности (к примеру, владение иностранными языками может помочь при исследовании иностранных теоретических трудов). Для этого на этапе выбора студенту даётся список тем, составленный преподавателем основного курса гармонии совместно с преподавателями, ведущими индивидуальные занятия по данной дисциплине.

Студенту позволяется выбрать из списка 4-5 тем в порядке убывания интереса к ним. Эта практика была введена Ю. Н. Холоповым и поддерживается по сей день педагогами, которые продолжили его дело. Также тема может быть предложена и самим студентом, но это требует обязательного согласования с преподавателем. Процесс выбора темы работы в курсе Ю. Н. Холопова замечательно описан его учеником, доцентом консерватории Г. И.  Лыжовым: «Курсовой работе по гармонии Юрий Николаевич уделял особое внимание. Он всячески подчеркивал, что не делает скидок на возраст и неопытность: «В каждой работе должна быть настоящая научная проблема, только небольшая» [2].

Темы он предлагал, в основном, сам; студенту позволялось только подать листок с перечнем 4-5 тем, выбранных из списка, в порядке убывания интереса к ним. Окончательное же распределение было делом педагогов, прежде всего руководителя курса. Попытка предложить какое-то произведение или фигуру композитора в качестве темы курсовой по гармонии была практически обречена на провал, поскольку заявивший таким образом о сфере своих интересов чаще всего не был способен ни на что иное, кроме признаний в любви к тому или иному произведению или композитору, и был в совершенно не в состоянии ответить на ласково обращенный к нему вопрос: “А какая здесь научная проблема?”» [2].

Помимо интересов студента при выборе темы также учитывается степень исследованности материала. Обычно для курсовой работы избираются менее изученные сферы музыки, как правило, старинной или современной. Именно на новом неизвестном материале студент получает возможность развить навыки самостоятельной научной работы. Неисследованный материал даёт широкое поле для реализации творческого начала, так как студенту приходится фактически самому (безусловно, под чутким руководством научного руководителя) нащупывать пути разрешения какой-либо гармонической проблемы, а не пользоваться готовыми решениями.

Следующий этап – поиск нотных и текстовых материалов по теме курсовой и составление плана курсовой. Сегодняшний день открывает нам огромные возможности по поиску материалов в сети интернет, и студент должен уметь ориентироваться во всём, понимать, какой способ поиска материала будет наиболее продуктивным. Умение ориентироваться в огромном массиве информации – важный навык, требующий гибкости и порой творческих решений.

Составление плана работы – следующий этап выполнения курсовой – поначалу всегда выглядит достаточно абстрактным. Он включает введение, основную часть и заключение. Однако «основная часть» таит в себе наибольшие возможности для раскрытия научного и творческого потенциала студента. Прежде всего нужно выделить две основные задачи при работе над основной частью курсовой.

Первая задача – выбор методологии анализа. Гармонический язык в разных музыкальных стилях требует от исследователя разных подходов. И если более ранние этапы относительно едины по гармоническому языку, то обращение в современной авангардной музыке практически каждый раз вынуждает исследователя искать новый подход. Здесь можно провести параллели с композиторами, которые нередко изобретают новые способы нотировать свои музыкальные идеи. Так же и музыковеды вынуждены всякий раз придумывать, каким образом можно понять, как организована эта гармоническая ткань.

Выбор методологии всякий раз обусловлен самим материалом. На начальной стадии работы необходимо детальное знакомство с исследуемым материалом. Если это музыкальный материал, то предполагается вслушивание в него, собственное его исполнение (если возможно), составление клавира-редукции, иначе говоря, музыкальное «о-своение». И это погружение в музыкальную материю по своей глубине и качеству может сильно превосходить степень погружённости в музыкальный материал, которое, к примеру, происходит у исполнителей. Здесь можно говорить о своего рода методе Ю.Н. Холопова, например, говорил об анализе как о методе воссочинения музыки (вспомним холоповский метод — сочинение музыки как инструмент её анализа [см. 1]). Исследуя материал, мы будто бы вместе с автором проходим путь его сочинения, понимая и открывая основные закономерности организации музыкальной ткани.

Вторая задача – собственно написание текста, которое уже само по себе является весьма творческим. Помимо того, что текст работы должен соответствовать нормам русского языка и быть грамотным, он при этом должен соблюдать определённые стилевые рамки. С одной стороны, он должен придерживаться научной стилистики; с другой стороны – он не должен страдать наукообразием, быть ярким, ёмким. В курсовой работе по гармонии как и в любой работе о музыке допустимо использование некоторых литературных приёмов – метафор, аналогий. Однако следует остерегаться излишней образности и описательности: «Злейший враг анализа – описательность. Этим термином называется пересказ словами нотного текста. Описательность есть враг анализа потому, что она внешне на него похожа. Но то, что в анализе есть средство <…>, при описательности утрачивает свою цель и поэтому становится самоцелью» [4, 79].

На завершающем этапе студент особое внимание уделяет редактуре текста и оформлению работы. И это тоже важнейший момент, касающийся формирования и научных компетенций, и развития творческого начала. Внимание к деталям, стремление к приданию им совершенной формы — то, что отличает истинных художников и профессионалов.

После написания курсовой работы проходит процедура её защиты. Во время защиты в том числе развиваются навыки публичного выступления, так необходимые музыковедам. Помимо того, что студент представляет свою работу в краткой устной форме, он также учится вести научных дискуссию, отвечая на вопросы рецензентов, а также соглашаясь или не соглашаясь с их замечаниями.

Последние тридцать лет на кафедре теории музыки Московской консерватории после защиты курсовых работ по гармонии проводится научная студенческая конференция «Musica theorica», в которой все студенты представляют сделанный на её основе доклад[1]. Это первое научное выступление студентов в процессе их обучения в музыкальном вузе. Эти конференции всегда воспринимаются студентами с большим энтузиазмом, так как дают возможность им поделиться своими научными открытиями со своими сверстниками и старшими коллегами. Кроме того, эти мероприятия всегда отличаются высоким уровнем подготовки и дисциплинированности выступающих, так как они чувствуют всю ответственности и значимость выполнения научного доклада.

В течение месяца после выступления на конференции студенты на материале своего доклада готовят дайджест в объёме 0,5 печатного листа, который затем публикуется в сборнике «Musica theorica» [5]. Выпуски данного сборника хранятся в читальном зале Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева.

Таким образом, выполнение курсовой работы по гармонии это не только определённый этап в развитии научных компетенций студентов-музыковедов, но и отличный плацдарм для развития их творческого потенциала.

 Литература

  1. Громадин В. В. Сочинение музыки как инструмент ее анализа // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова: Сб. ст. / отв.ред. М. С. Катунян. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 363–371.
  2. ЛыжовГИ. Musica theorica–ХХ. К юбилею доброго начинания. 2014. URL: https://www.mosconsv.ru/ru/event_p.aspx?id=138515#history (дата обращения: 10.12.2023).
  3. Холопов Ю. Н. Гармония: Программа-конспект специального курса для историко-теоретических факультетов музыкальных вузов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория». 2005. 120 с.
  4. Холопов Ю. Н. Пособие к написанию курсовых работ по анализу музыкальных произведений // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 2. М.: Музыка, 1979. С. 65–83.
  5. Musica theorica: сборник статей / Московская гос. консерватория имени П.И. Чайковского. Каф. теории музыки. М.: [б. и.], 1995 [по наст. время].

[1] Первая конференция состоялась весной 1995 года, и с тех пор она проводится ежегодно. C 1995 по 2003 год руководителем курса был проф. Ю. Н. Холопов, с 2004 по 2007 – проф. В.  C. Ценова, с 2008 года – доц. Г. И. Лыжов (чётные годы) и проф. И. К. Кузнецов (нечётные годы).

Прокрутить вверх