Духовная музыка в творчестве современного композитора Елены Юнек

Дата публикации: 13.05.2024

Автор:
Анна Сайфякова
Студентка ФГБОУ ВО «Самарский государственный институт культуры», научный руководитель – доцент Елена Валерьевна Юнек

Духовная музыка всегда направляла человека к вечным и возвышенным идеалам, создавала альтернативу беспокойной повседневности и возрождала человеческий дух. Сегодня возрастающий интерес к ней способствует возникновению уникальных шедевров. Они приводят к восстановлению миропонимания и подлинных ценностей христианства, которые были практически утрачены за годы советской идеологии.

Современные композиторы, работающие в жанре духовной музыки, стремятся к возрождению традиций, изучению утраченных образцов русской духовной музыки, однако не отказываются от самовыражения, создания своего индивидуального почерка и совершения новых творческих открытий. Сегодня многие композиторы стилизуют и аранжируют древние распевы, строго им следуют, другие обновляют традиции, свободно сочетают стилистические приёмы разных направлений, исходя из конкретной богослужебной и художественной задачи, таким образом им удаётся создать песнопения в своей стилистике.

Обращение современных композиторов к духовным жанрам определяется желанием запечатлеть трагические события бытия человечества, выразить к ним своё личное отношение, излить душевную боль или вознести к небесам ликование. Используя разные музыкальные средства, они стремятся к единому – создать качественное песнопение, которое будет способствовать восприятию молитвенного текста, поэтому письмо каждого композитора становится уникальным и неповторимым.

На протяжении последних четырёх веков в церковном искусстве всё стремительно обновляется. Мы можем заметить, как изменилось облачение духовенства, изменилась структура и традиции богослужения, отдельные тексты молитвословий. Было канонизировано множество святых и создано ещё больше духовных текстов, посвящённых им. Эти изменения не могли оставить в стороне духовную музыку. Некогда композиторы Д. Бортнянский, М. Березовский, А. Архангельский, А. Кастальский, П. Чесноков были новаторами в области духовной музыки, сегодня их творчество считается классическим и некой доминантой среди творчества многих композиторов. Подобно им сегодня возникает ряд творцов, молодых, новых, которые неустанно трудятся во благо развития и процветания русского духовного пения.

Приведу интересный факт: в 2020 году активистом и современным композитором Василием Борисенко был создан союз духовных композиторов мира. На данный момент этот союз не имеет официального статуса, однако он получает мощную поддержку от Санкт-Петербургской епархии, проводя форумы современных духовных композиторов. Количество авторов, состоящих в союзе, достигает 100 человек.  В ряды союза включены как члены союза композиторов Российской Федерации и мира, так и обычные композиторы, не имеющие статуса, однако в своём арсенале имеющие огромное количество произведений для исполнения на богослужении и духовных концертах.

Об одном из таких композиторов пойдёт речь в моей статье. Елена Юнек – отечественный композитор, хоровой дирижёр, руководитель камерного хора Solaris (Самара), заведующая кафедрой хорового дирижирования Самарского государственного института культуры, доцент.
Родилась в самой обычной семье, уже с 4-х лет обучалась в музыкальной школе и проявляла самый активный интерес к музицированию и импровизации. В 2004 году окончила Луганский колледж культуры и искусств по классу хорового дирижирования. В 2008 году, по этому же профилю, – Харьковский национальный университет культуры и искусств им. И.П. Котляревского.

Елена Юнек сочиняет и аранжирует исключительно в хоровом жанре, потому что искренне считает, что композитор должен досконально знать специфику области, в которой он работает. «В хоровом искусстве я достаточно давно, имею широкий репертуарный обзор и опыт исполнения хоровых произведений как в составе артистов хора, так и с позиции дирижера», – говорит автор.

Что же может сподвигнуть современного музыканта сочинять духовную музыку? Елена Юнек отвечает  о неистребимом желании импровизировать, иллюстрировать свои мысли вслух не словом, а музыкой. Канонические тексты в данном случае только помогают, потому что в них сокрыто множество образов, характеров и глубинных мыслей.

В композиторской судьбе Елены Юнек большую роль сыграла среда, в которой она музыкально формировалась. В колледже её кумиром была педагог Наталья Князева, человек неиссякаемой энергии и умении «завирусить» профессию среди студентов до такой степени, что многие до сих пор ею больны. В консерватории её формировали скорее не педагоги, а хоровые коллективы, среди которых следует отметить академический хор Харьковской филармонии им. В. Палкина и хор Свято-Покровского мужского монастыря. Оба на момент начала композиторской карьеры Елены Юнек были очень прогрессивных взглядов; широкий репертуарный список самых современных произведений, уровень их сложности и мощные исполнительские возможности заложили в будущего композитора широкое мышление, масштабный стиль и неповторимый, уникальный гармонический вкус. Также огромное влияние на будущего композитора оказало творчество композиторов С. Рахманинова, Г. Свиридова, Л. Дычко, В. Полевой, М. Кучмета, В. Гаврилина, А. Пярта.

Творческий эксперимент начался на клиросе Свято-Покровского мужского монастыря. Там Елена Юнек «встала на крыло». Для хора монастыря были написаны два крупных цикла – «Всенощное бдение № 1» и «Литургия № 1». В каждый из циклов входит по 20 хоровых номеров, которые могут исполняться самостоятельно или целиком на богослужении. В 2009 году хор Свято-Покровского мужского монастыря под управлением Анны Щегловой сделал аудиозаписи двух циклов, и уже совсем скоро об авторе узнал весь мир.

Что же так импонирует слушателю в стиле этого композитора? На мой взгляд, в первую очередь, – грамотное сочетание различных стилей от неоготического до постминималистичного, сочетание русской и западной культуры, православных знаменных распевов и григорианского хорала. Автор удивляет нас аскетизмом и масштабностью одновременно. Её стилю присущи такие средства выразительности, как контрастное сочетание мажора и минора, движение параллельных секстаккордов, торжественный блеск её произведениям придают секундовые соотношения, которые употребляются достаточно часто. Очень тонко композитор раскрывает образы Пресвятой Богородицы, придавая ей кружевной, лёгкий, воздушный лик. Образ Иисуса Христа практически во всех произведениях автора раскрывается масштабно, минорно торжественно и утвердительно, не оставляя никаких сомнений, что он и есть Господь Бог наш.

С 2010 года на сценах многих международных конкурсов начали звучать самые известные сочинения композитора: «От юности моея», «Великое славословие», «Богородице Дево, радуйся» и т.д. В тот период автор получил мировое признание и большое количество отзывов о своём творчестве, что вызвало ещё больший творческий всплеск и потребность писать музыку дальше. Сама Елена Юнек говорит, что лучшей наградой для неё было исполнение её музыки на службе, в месте, для которого она создавала свои произведения, которое вдохновляло её и давало новые музыкальные импульсы.

В 2018 году композитор создаёт самый масштабный в творчестве цикл под названием «Пасха». Произведение написано для двух смешанных хоров и солистов. Его уникальность заключается в том, что автор не выпустил ни одной молитвы и создал полное музыкальное полотно, чтобы у певчих хоров не было нужды ставить дополнительные ноты, и стилистика цикла не изменялась на протяжении всей ночной службы. Время звучания этого цикла достигает 4 часов. Композитор использует в нём приёмы антифонного пения, обработку знаменного, киевского и болгарского распева. В 2019 году, в пасхальную ночь, состоялась богослужебная премьера цикла «Пасха» в исполнении хора «Divin» под руководством Натальи Грининой, г. Самара.

Дальнейшие поиски композитора связаны с желанием создать простую музыку. Автор говорит: «Масштаба в моей жизни много, а сказать о сложном простыми словами я ещё не пробовала». Так, в 2020 году композитор создаёт «Всенощное бдение № 2» для одноголосного трио. Уникальность цикла состоит в том, что он одинаково удобен для исполнения женским и мужским составом. Анализируя музыкальный материал, я столкнулась с новыми тенденциями в письме Елены Юнек. На первый план выходит мелодизм, автор практически впервые использует доминанту гармонического лада, ранее умышленно избегая её. Появляется широкое вокальное мышление и сложные партии. Сам автор в предисловии изданного сборника пишет, что «это сочинение написано для мастеров вокальных дел», тем самым подчёркивая, что церковно-певческое искусство должно поддерживать качественный уровень, несмотря на тенденцию количественного сокращения состава хоров в храмах России. Первыми исполнителями цикла стало мужское трио певчих монастыря преподобного Александра Свирского. Композитор говорит, что во время написания музыки и записи диска её руку кто-то незримо вёл, было необыкновенно легко, уютно и спокойно на душе. «Когда я узнала, что ребята записывали диск стоя у мощей преподобного, меня посетило необыкновенное счастье. До сих пор я с трудом понимаю, как вопреки всем сложностям этот проект так легко сложился воедино», – говорит Елена Юнек.

В 2021 году автор создаёт «Архиерейскую литургию для смешанного квартета». Написанию этого цикла способствовала творческая дружба и взаимодействие с ансамблем солистов «ВЕРА» г. Москва. Вновь первозадачей было создание цикла для смешанного квартета. Поскольку литургия создавалась для вышеупомянутого ансамбля она также отличается своей сложностью в отношении вокальной техники, гармонических сочетаний и подвижной агогики. Однако при прослушивании цикла возникают образы лёгкости, прозрачности и динамичности. Сегодня этот цикл автор готовит к официальному изданию.

На протяжении творческой деятельности Елена Юнек создаёт ряд авторских произведений светского характера, а также обработок и аранжировок песен и шлягеров народов мира. Это тесно связано с профессиональной карьерой. Управляя хорами, автор стремится к уникальному стилю в репертуарном отношении, к широкому раскрытию хорового коллектива с различных сторон – академической и светской.

Сегодня произведения Елены Юнек исполняются в России, Беларуси, Украине, Китае, США, Канаде, Франции, Италии, Испании, Голландии, Польше, Латвии, Литве и многих других странах. Это прямое подтверждение востребованности среди слушателей в творчестве композитора.

Творчество Елены Юнек является особенным и интересным примером создания современного духовного репертуара. Её музыка позволяет воспринимать православную традицию под новым углом. Через благозвучные интонации, подобранные для лучшей, убедительной интерпретации древних богослужебных текстов, слушатель чувствует умиротворение, сосредоточенность, сострадание к трагическим событиям Писания.

Обращение современных композиторов к духовной теме подтверждает острую необходимость духовного познания православной традиции, которая даёт надежду на мир и спасение всего человечества.

Литература

  1. Ангеловская С. «Самобытность современного украинского церковного творчества: на примере песнопений «Всенощного бдения» Елены Юнек // Проблемы взаимодействия искусства, педагогики, теории и практики образования, 2018. С. 85–99.
  2. Ангеловская С. Специфика композиторского прочтения песнопения «Свете тихий» в хоровом творчестве современных композиторов.
  3. Байков Е. Н. Проблема духовности в исполнительском творчестве современных коллективов // Вестник ПСТГУ. Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства, 2015. 2(18). C. 134–145.
  4. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Система. История. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 1998. Т. 1.
  5. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002.
  6. Ковалёв А. Б. Современная духовная музыка: вопросы терминологии // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории
    христианского искусства, 2019. С. 196–204.
Прокрутить вверх